Общественная палата области провела заседание, посвященное проблеме автоперевозок пассажиров, имеющих право на льготу. Для всестороннего обсуждения проблемы на заседание были приглашены депутаты Саратовской областной Думы, представители министрства социального развития и министерства транспорта и дорожного хозяйства, администрации города Саратова, представители автопредприятий.
Открывая заседание, председатель Общественной палаты Александр Ландо отметил, что обсуждаемая тема затрагивает интересы большинства жителей области. Он также проинформировал, что вопрос перевозки льготников уже обсуждался в Правительстве области с участием зампреда Валерия Сараева и перевозчиков. А на днях в Общественную палату по данному вопросу обратились индивидуальные предприниматели из г. Балаково, занимающиеся пассажирскими перевозками. По словам общественника, существующая ситуация с пассажирскими перевозками тормозит продвижение отрасли вперед, добавив, что, если средства, выделяемые на эти цели из областного бюджета удастся сохранить, то они будут не лишними. В таком случае они могут пойти, например, на ремонт дорог и на другие социальные нужды жителей области.
"Я неделю пытался разобраться в правовых документах с помощью юристов и должностных лиц. Оказалось, что это сделать очень непросто. Настолько у нас сложная система, настолько там все непрозрачно и запутанно, что мы вынуждены разбираться в этом с помощью власти»,- начал разговор А.Ландо.
Ситуация выглядит следующим образом: льготный проездной билет для пенсионеров стоит 150 рублей, без ограниченного количества поездок. Ежегодно из областного бюджета на компенсацию затрат перевозчиков выделяется 530 млн. рублей. Однако перевозчики считают, что выделяемые средства не покрывают их расходы. Кроме того, средства поступают к ним с опозданием, что мешает им работать и содержать свои машины в исправном состоянии.
Директор ООО «Арно-транс» из г. Балаково Анатолий Безбородко, который обратился со своими коллегами в Общественную палату за помощью разъяснил суть предложений перевозчиков. Прежде всего он сообщил, что у Правительства области сохраняется задолженность перед перевозчиками по компенсации средств на перевозку льготников, что ставит компании под угрозу банкротства. Для изменении ситуации, транспортники решили отказаться от компенсации за свою работу из областного бюджета, а в место этого получать у льготников половину стоимости проездного билета. Кроме того, он предложил Правительству сэкономленные деньги также передать льготникам, увеличив таким образом их покупательскую способность.
В качестве примера он назвал Кировскую область, где произошла отмена льготных проездных, а в место них областное правительство доплачивает льготникам по 5 рублей за одну поездку.
В развернувшейся дискуссии были высказаны разные мнения. Например, почему льготные проездные билеты реализует не одна организация, а четыре: «Пассажиртранс», СГЭТ, Почта России и «Спорт-Сервис», которые между собой ни как не связаны и не ведут общего учета количества проданных проездных. По словам Анатолия Безбородко все эти организации заинтересованы в обязательном порядке продать льготные билеты, так как от количества проданных билетов зависит их выгода. В итоге, билеты продаются кому попало. Нередки также случаи, когда льготными проездными пользуются не те, кому они предназначены, а кто-то другой из числа родственников и знакомых.
А.Ландо добавил, что после проверки министерством социального развития области списка «льготников» в нем были выявлены «мертвые души», повторяющиеся фамилии и т.д.
Член Общественной палаты Валентина Боброва поставила под сомнение правомерность изменения системы перерасчетов, которая проводится в соответствии с федеральным законодательством. Аналогичную мысль высказала также ее коллега по Общественной палате Ксения Корнилова, по словам которой, отмена льгот затронет, первым делом, интересы муниципальных перевозчиков. Ситуацию прояснил Александр Ландо, по словам которого, уже несколько лет вопросы льготных перевозок пенсионеров находятся в ведении Правительства области. Представитель балаковских автотранспортников уточнил, что в их городе льготными перевозками занимаются все перевозчики, независимо от их формы собственности, а также предложил сделать их проектное предложение пилотным и только для их города.
По оценке депутата Саратовской областной Думы Андрея Беликова, в регионе осталось только 10% муниципального транспорта, весь остальной - это частные перевозчики. Депутат, как владелец автотранспортного предприятия, также не возразил против нововведения. По его словам, благодаря этому можно уменьшить бюджетные расходы.
Министр социального развития Лариса Колязина привела некоторые цифры относительно значимости социальной поддержки граждан. Она отметила также, что идея оплаты за льготный проезд подходит не для всей системы пассажирских перевозок. По ее словам, она не подходит, например, МУПП «Саратовгорэлектротранс», который находится в тяжелом финансовом положении.
Член Общественной палаты области Александр Джашитов отметил за уравнения пассажирских перевозчиков: муниципальных и частных, а также выразил недоумение по поводу отсутствия экономических обоснований для обсуждения столь серьезного вопроса. «В той системе, в которой мы работаем, транспортники могут «возить воздух» и говорить, что перевезли льготников», - заметил А.Ландо.
На вопрос члена Общественной палаты области Валентины Богдановой: обсуждали ли балаковские перевозчики свое предложение на уровне своего района с местными общественниками и населением, был получен отрицательный ответ. Александр Ландо добавил, что подобные вопросы, также, как и повышение тарифов, – не та тема, которую следует выносить на обсуждение и решать референдумом. Тем не менее, член Общественной палаты Николай Скворцов усомнился, что предложение балаковцев укладывается в рамки федерального законодательства, а также добавил, что в любом случае, «льготники» будут против.
Выйдя к трибуне, замминистра транспорта области Андрей Дармограй попытался объяснить, почему существующая система является оптимальной, однако его выступления вызвало критику со стороны председателя Общественной палаты. Александр Ландо заявил, что ведомство, которое представляет Дармограй, работает по-старинке. "Они по другому не могут", - сказал общественник.
Представители органов власти приводили свои аргументы в поддержку существующей системы. Суть выступления председателя комитета по экономике и земельным отношениям Саратовской областной думы Алексей Мазепов, в частности, заключался в том, что изменения нужны, но они должны быть экономически обоснованы.
В итоге было принято решение еще раз обсудить все вопросы, обосновать их экономически и выйти с конкретным предложением в Правительство области.
Александр Ландо добавил, что вопрос будет доведен до Губернатора Валерия Радаева, который сам предложил общественников разобраться в проблеме.