В Красноармейске Саратовской области, в городском парке, в аллее Славы Героям Советского Союза четверо подростков-вандалов надругались над установленными здесь памятниками-бюстами.
Они гуляли здесь и по какой-то причине оторвали от бюстов Героев Великой Отечественной во¬йны восемь табличек. После акта вандализ¬ма школьники отправи¬лись по своим домам. Сотрудники полиции выяснеили личности мальчише¬к, хулиганы теперь поставлены на учет.
Происшествие вызвало резонанс в федерал¬ьных и местных СМИ, получило широкое обс¬уждение в обществе. Для выяснения причин, обстоятельств и по¬следствий акта вандализма была сформирована де¬легация из числа пре¬дставителей Обществе¬нной палаты Саратовс¬кой области, Областн¬ой Думы, регионально¬го министерства обра¬зования, областной комиссии по делам нес¬овершеннолетних и за¬щите их прав.
В городском парке делегацию встретили гл¬ава администрации Кр¬асноармейского района Алексей Пятаев, обществен¬ники и молодые актив¬исты. После возложен¬ия цветов Героям Сов¬етского Союза я погово¬рил с местной молоде¬жью. Ребята шокирова¬ны поведением школьн¬иков, но причин, поб¬удивших подростков на хулиганство, назва¬ть не смогли. На мой вопрос, как они проводят время, ответ¬или, что после учебы посещают Дом культу¬ры, бассейн, спортив¬ные площадки. Местный ДК работает до 22.¬00. В свою очередь молодогвардейцы пообе¬щали следить за поря¬дком в аллее Славы.
Мы также отправились в школу №3, которая носит имя дважды Героя Советского Союза Николая Скоморохова, где сегодня обучается один из провинившихся мальчишек. Состоялась беседа с подростками и их родителями.
Было видно, что род¬ители сильно пережив¬ают, периодически на глазах появлялись слезы. Депутат областной Думы Алевтина Лосина спросила ребят: «За¬чем вы это сделали?» Один из парней отве¬тил: «Чтобы порезвить¬ся, бесились просто». Школьники сказали в один голос, что зн¬ают, что поступили плохо.
Пугает тот факт, что Ваня (имя изменено) знал про Николая Скомо¬рохова, хотя утвержд¬ает, что не вспомнил о нем во время прод¬елки. Бюст героя сто¬ит в школе, такой же в парке, образовате¬льное учреждение нос¬ит имя летчика-аса. Возможно, ребята хо¬тели прославиться, но когда осознали, что сделали, было уже поздно, а признаться стыдно.
Сегодня в школьной среде существует опа¬сный тренд – снимать на телефон жестокие проделки и выкладыв¬ать их в сеть. Есть случаи умышленного оскорбления учителей, провоцирования драк и многое другое. Родители и школа порой не следят за тем, что публикует ребенок в социальных сетях, что смотрит, читает и пишет.
Конечно, не у всех семей есть такая воз¬можность, как, напри¬мер, в случае в Крас¬ноармейске, но школа, на мой взгляд, име¬ет все ресурсы для присутствия в социаль¬ных сетях и мессендж¬ерах. Есть опасность, что известность, которую получили четыре школьни¬ка, пойдет им во вре¬д, в худшем случае станет новым трендом для других.
Я поговорил с подростками, прочитал авторские стихи, рассказал о своем отн¬ошении к Великой Оте¬чественной войне, к предкам, к Победе. Они смотрели мне в гл¬аза, и я уверен, что парни исправятся, но для этого им надо помочь.
Депутаты областной Думы намерены помочь родителям в решении семейных проблем, а вот школа должна по¬мочь своим ученикам. Считаю, что в среде школьников и учител¬ей нельзя допускать ухудшения отношений между одноклассникам¬и. Важную роль в уре¬гулировании подобных конфликтов играет наставничество. К Ване был прикреплен нас¬тавник из числа преп¬одавателей-мужчин, так как он воспитывае¬тся в неполной семье. С каждым ребенком управление образован¬ия Красноармейского района будет занимат¬ься по индивидуальной программе.
На встрече с педаго¬гами школ Красноарме¬йска, я попросил под¬нять руку тех, кто регулярно мониторит странички своих подоп¬ечных. Из 50 человек не более 10 рук - тех, кто раз в месяц заглядывает в соцсет¬и, оказалось чуть бо¬льше. Когда я попрос¬ил ссылки на аккаунты ребят, мне их не смогли найти. Может, анализ странички Вани сможет сказать боль¬ше, чем он сам?
В процессе разговора с педагогами стало известно, что школь¬никам не показывают современное патриоти¬ческое кино. «Мы из будущего», «28 Панфи¬ловцев», «Сталинград» - эти фильмы остав¬ят неизгладимые впеч¬атления у подростков.
Язык общения между школой и учеником должен стать более ги¬бким и современным, чтобы ребята не уход¬или в виртуальный ми¬р, забывая имена Вел¬иких Героев нашей ст¬раны.
Всеволод Хаценко, член Общественной палаты Саратовской области