В Общественной палате Саратовской области состоялось расширенное заседание рабочей группы Общественной палаты Саратовской области на тему: «О реализации мероприятий, направленных на снижение смертности и травматизма населения от дорожно-транспортных происшествий на территории Саратовской области».
Открывая заседание, председатель региональной общественной палаты Александр Ландо отметил: «Каждое утро начинается с того, что телевидение сообщает о трагических ДТП. Это и смерти, и различные телесные повреждения, и большое горе, которое несут наши дороги и машины, которые по ним ездят. Любой сайт в Саратовской области тоже пестрит сообщениями о ДТП. Тему поднимал лично президент РФ Владимир Путин, был принят ряд решений, но это не привело к уменьшению количества аварий. Требуются такие решения, которые позволят снизить напряжение на наших дорогах».
Заместитель председателя Общественной палаты области Сергей Утц напомнил о прошедшем гражданском форуме, участники которого настаивали на внедрении информационных технологий, способных предотвратить аварии, а также о предложении привлечь общественников и студентов для «создания поддержки соблюдению ПДД»: «Мы посмотрели на предварительном совещании, что сделано, а что нет. Я обращаюсь к ГИБДД. Мы предлагали внедрить информационные технологии, координировать действия по ликвидации внештатных ситуаций, оказать поддержку малоподвижным гражданам, привлечь общественность и волонтеров для охраны порядка на дорогах, продолжить работу по размещению социальной рекламы. Вместо этого произошло увеличение количества эвакуаторов. Теперь полицейского можно увидеть только возле эвакуатора. Ни одного баннера, постера нет. Минздрав представил справку, что у нас все хорошо. Полчаса ее читали. Хотелось бы услышать о создании трассовых пунктов на дорогах регионального значения, где можно оказать первичную квалифицированную помощь пострадавшим в ДТП. Обучение водителей ГИБДД, МЧС приемам оказания первой помощи? Было также предложено МВД усилить обучение детей правилам поведения на дороге. Смертность среди детского населения увеличивается куда большими темпами, чем среди взрослого. В автошколах предлагают заплатить деньги и получить права. Как вы относитесь к этим фактам? Права, купленные за мешок картошки – цена человеческой жизни» - подчеркнул.
От министерства здравоохранения области выступила начальник отдела организации помощи взрослому населению Вера Наумова, подчеркнув: «Целевой показатель смертности от ДТП - 10,6 на 100 000 населения. По итогам 2016 года мы приблизились к нему, на цифре 10,9. В период май-июнь-июль, показатель смертности повысился и стал на 16% выше уровня прошлого года. В этом году всего после ДТП были госпитализированы 1650 человек. 154 не дождались медицинской помощи: 6 погибло во время прибытия скорой помощи, остальные – до прибытия. Среднее время прибытия врачей – 12 минут. Это среднее время, кто-то ехал 5 минут, а кто-то 40».
Директор Центра медицины катастроф Дмитрий Толкачев подчеркнул: «До 90% погибает от травм до приезда скорой помощи. Каждый участок трассы поделен между лечебными учреждениями, так что если Центр медицины катастроф не успевает, то на место раньше прибывают врачи скорой помощи. Ни один пострадавший не остается без медицинской помощи дольше 20 минут. За 8 месяцев этого года мы выезжали на ДТП 400 раз, в прошлом году - 638. Ни один пострадавший не умер во время медицинской эвакуации сотрудниками центра медицины катастроф».
«Экстренным службам нужен нормальный вертолет с медицинским профилем, который бы проводил эвакуацию людей непосредственно с места ДТП, а не как сейчас, когда мы просто перевозим из больницы пострадавших. А также строительство вертолетных площадок и в больницах, и на ведущих федеральных трассах, которые есть в Саратовской области. Такой вертолет стоит около 300-340 млн рублей», - рассказал Дмитрий Толкачев.
Он также отметил, что без совместных усилий всех ведомств и министерств мы не снизим количество аварий. В качестве решения проблем было предложено улучшить качество дорог, увеличить ширину дороги в два раза. Так же он отметил, что необходимо увеличить штрафы или вообще лишать водительских прав за выезд на встречную полосу и пересечение сплошной линии, за нахождение в нетрезвом состоянии.
Член Общественной палаты Евгений Лузановский отметил, что существуют проблемы при попытках связаться с экстренными службами, в частности, со скорой помощью. Он пожаловался на долгие расспросы и «словно требующий денег» голос оператора.
Главный врач городской станции скорой медицинской помощи Олег Андрущенко рассказал, что бывают ситуации, когда перегружена линия отметив, что в час поступает около 300 звонков, каждый из которых требует обработки, подчеркнув, что у диспетчера перед глазами алгоритм вызова, чтобы разделить их на неотложные или экстренные. Каждый оператор вначале должен определить тип вызова, адрес, но время расспроса ограничено. В случае ДТП - максимум 30 секунд.
Председатель Общественной палаты Александр Ландо предложил ужесточить наказание. В частности, если водитель сел за руль пьяным, то нанесение травм следует приравнять, в зависимости от степени тяжести, к умышленному убийству, тяжкому нанесению вреда здоровью.
Представитель регионального УГИБДД, подполковник полиции Владимир Панфилов привел статистику за 8 месяцев этого года, заявив, что количество аварий снижается: «Их количество уменьшилось на 8 %, плюс к снижению числа раненых на 8,3 %, до 2443 человек. Одной из причин аварийности с высокой тяжестью последствий относится выезд на встречную полосу – 166 ДТП. Смертность в таких авариях – 10%. Каждый третий попадавший в ДТП получал смертельные травмы в результате лобовых столкновений. Отмечается снижение количества ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, на 24,5%. Это значит, что 160 аварий не произошло. Но с алкоголем связано каждое 11 происшествие и каждый 5 смертельный случай».
Депутат городской думы Евгений Чернов затронул тему «визжащих» по ночам мотоциклистов: «Они ездят либо без номера, либо номер есть, но он неразличим – обрезан или скрыт. Если вы его попытаетесь остановить, он скроется за счет скорости. Какая статистика есть по мотоциклам?» - поинтересовался Евгений Чернов.
«Не готов ответить, сколько всего мотоциклов и какой среди них процент нарушителей. По номерным знакам да, действительно, под фиксацию он может не попасть. Эта проблема существует, личный состав ориентирован, но они опережают по скорости и маневренности… Нужно подготавливать целенаправленные рейды, выяснить, откуда они стартуют, определять места сбора», - сказал Панфилов.
«Не забывайте, что они совершают 2 правонарушения. Это, во-первых, скоростной режим и, во-вторых - ревут на всю улицу и мешают людям отдыхать. Оставить без внимания эти правонарушения мы не можем. Давайте приводить их в порядок и в чувство, чтобы они понимали, что ПДД распространяется и на них», - сказал председатель Общественной палаты Александр Ландо.
«Все прекрасно знают, что они не ездят по маленьким улицам. Это крупные трассы - Чернышевского, Усть-Курдюмская. Вычислить несложно. Нет никакого взаимодействия с байкерскими клубами. Полно скутеров неоформленных, байкеров на китайском хламе. Места дислокации все известны, поэтому все посмотреть и проверить можно. Еще один момент, влияющий на безопасность вождения – прохождение ТО. Сейчас его получить за 1000 рублей очень легко. Ездит весь этот автохлам за 13 - 15 тысяч рублей, бросается на месте аварии и потом меняется на такой же. Как ездят заниженные, тонированные, так и ездят», - развил тему общественник Андрей Крупин.
«Можно ли оснастить ГИБДД хорошими мотоциклами? Они смогут и на место ДТП быстрее прибывать», - поинтересовался Александр Ландо у Владимира Панфилова.
«В Москве такой взвод организовывался, дальше по стране это не пошло», - ответил полицейский.
Председатель Комиссии по охране здоровья граждан Общественной палаты области Евгений Ковалев считает, что необходимо констатировать, что обстановка на дорогах остается напряженной, требующей особого внимания и активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Общественная палата области направит предложения, выработанные во время совещания в соответствующие министерства и ведомства.