Преградить доступ никотина к детям!
Пресс-служба, 7 ноября 2016
3 ноября 2016 года состоялось заседание межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений по проектам нормативно-правовых актов и рассмотрению обращений Общественной палаты Саратовской области». Среди рассмотренных вопросов – и инициатива комиссии по социальной политике и здоровому образу жизни граждан Общественной палаты о внесении поправок (для рассмотрения их депутатами) в ряд законов для того, чтобы оградить детей от, как сказано в предлагаемых поправках, «электронных средств доставки никотина». Публикуем здесь стенограмму рассмотрения этого вопроса.
Ведущий заседание Николай Александрович Скворцов, член Общественной палаты Саратовской области:
– Переходим к рассмотрению законопроекта о борьбе с электронными сигаретами, вейпами. Наталия Александровна Королькова звонила, она по семейным причинам не может присутствовать сегодня на нашем заседании, она делегировала от экспертной группы инициатора идеи Зеленова Олега Петровича.
Олег Петрович Зеленов, руководитель общественной организации «Безопасный город»:
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Актуальность проблемы обусловлена тем, что сейчас, с 2013 года рынок устройств имитации курения – так называемые «электронные сигареты» – растёт просто в геометрической прогрессии, и, по самым скромным подсчётам, насчитывает порядка 20 млрд. рублей. Актуальность темы обусловлена тем, что сейчас, в настоящее время, в том числе и в Саратове, сложилась, на мой взгляд, катастрофическая ситуация, обусловленная тем, что большое количество ребят, несовершеннолетних, а именно – школьников – посещают так называемые вейпбары. Это магазины, в которых в свободном доступе есть электронные сигареты. Почему в свободном? Потому что отсутствует правовая база. В настоящее время не утверждён и не вступил в силу проект федерального закона об ограничении электронных систем доставки никотина, который в апреле 2016 года внесён в Государственную Думу сенаторами. Сложилась ситуация, когда эти устройства и жидкости находятся в свободном обращении. Причём эти жидкости сложно назвать полезными для здоровья, потому что речь идёт о никотиносодержащих составах. Существующий закон об ограничении употребления табака говорит лишь только о табачных изделиях. А речь идёт о так называемых жидкостях, которые даже не сертифицированы, у них отсутствует обязательное требование сертификации. Таким образом, мы сейчас пытаемся найти правовой механизм, который позволил бы урегулировать этот рынок, ограничив возможность распространения для несовершеннолетних. Мы поддерживаем проект федерального закона, но федеральное законодательство говорит о серьёзных ограничениях прав и свобод гражданина, это прерогатива федерации. Что мы можем сделать? Ввести данную норму, расширив перечень продукции, речь идёт об электронных системах доставки никотина. Мы прекрасно понимаем, с какими возможными сложностями столкнётся прохождение этого закона. Возможно, в дальнейшем, в рабочем порядке здесь мы посоветуемся с вами, с правоохранительными органами, мы можем внести изменения в понятийный аппарат, дав чёткое определение, что считать электронными сигаретами, электронными средствами доставки никотина либо безникотиновой жидкостью. Просим поддержать данный законопроект, потому что он затрагивает непосредственно жизнь и здоровье несовершеннолетних.
Николай Александрович Скворцов:
– Вот мы изучали – с подобными инициативами на уровне региона выходят только два региона по России: это Московская городская Дума и, соответственно, Общественная палата Саратовской области. До того, как я присоединился к этой экспертной группе, которую возглавляет Олег, я тоже относился не слишком серьёзно к этой теме: какие-то электронные сигареты, где они, что они, почему дети, а после того, как эта проблема была обозначена, я стал сам тоже смотреть, на самом деле таких вот курящих подростков по городу – масса, которые дымят вот этими электронными трубками. Поговорил со своим сыном, которому 12 лет, оказалось, что у них весь класс абсолютно в курсе, что такое эти электронные устройства, сколько они стоят, какие там бывают аккумуляторы, какие бывают жидкости, какие запахи, какие с никотином, без никотина. То есть абсолютно все в теме, это возраст 11-12 лет! Поэтому проблема, о которой говорит Олег, она действительно очень нехорошая, очень злая штука, и нужны какие-то правовые механизмы борьбы с этими средствами, потому что на уровне федерации законопроект пока ещё не прошёл никакие стадии, но регионам надо что-то делать. Тот механизм, который предложила экспертная группа во главе с Олегом, это первый, пробный шаг. Неизвестно, пройдёт он или не пройдёт, но, по крайней мере, мы попробуем на законодательном уровне в регионе начать с этой проблемой бороться.
Ксения Сергеевна Корнилова, член Общественной палаты Саратовской области:
– Концепция поддерживается однозначно. Электронные сигареты – это первый шаг к употреблению в дальнейшем обычных сигарет. У детей 11-12 лет пока это всё формируется в сознании в понятии «это круто, это здорово», «быть взрослее и быть старше». Но так как есть ограничение на приобретение обычных сигарет, это логичный ход. Поэтому концепция поддерживается. Вопрос в другом, как это ляжет именно в правовом поле, насколько мы можем или не можем ввести это в закон.
Николай Александрович Скворцов:
– Хотелось бы попробовать начать это обсуждение уже не только на площадке Общественной палаты, но и вынести его в виде инициативы на уровне Областной думы, выслушать мнения прокуратуры, МВД, и дорабатывать, дорабатывать дальше.
Олег Олегович Петров, представитель прокуратуры Саратовской области:
– Цели закона достаточно понятны и логично объяснимы. Естественно, такая проблема существует. Мы ещё пока глубоко этот вопрос не изучали. Как сказал инициатор проекта, этой проблематикой нужно сначала позаниматься для того, чтобы больше ориентироваться в деталях, но вопрос о том, каким образом вписать эту инициативу в правовое поле, остаётся открытым и требует дальнейшего обсуждения и проработки. Единственное, что можно привести в поддержку данной инициативы, это то, что из общеконституционных принципов гарантий прав детей и защиты детей от вредного воздействия, подобные законопроекты, даже на региональном уровне, наверное, имеют право на существование. Вспомним только позицию Конституционного суда по вопросу об ограничении реализации тех или иных напитков в отдельных регионах, где, несмотря на отсутствие прямого запрета в федеральном законодательстве, суд указал на то, что в целях защиты прав детей подобные ограничения могут вводиться, в том числе и законом субъектов Российской Федерации. Поэтому нужно ещё и с этой позиции этот вопрос проработать и выйти на текст, который бы не вызывал каких-то неоднозначных толкований, который был бы выверен, всем понятен, и тогда уже предлагать его для реализации.
Николай Александрович Скворцов:
– Надо попробовать внести и в рамках рабочей группы комитетов Областной думы продвигать этот законопроект.
Андрей Иванович Крупин, член Общественной палаты Саратовской области:
– Надо, наверное, ещё конкретизировать понятия: сейчас это называется электронной сигаретой, а завтра придумают новый термин, например, какой-нибудь дымящий ингалятор.
Олег Петрович Зеленов:
– Вопрос конкретный возник: «Откуда термин?» В проекте федерального закона особо решили не мудрить: электронные устройства одноразового и/или многоразового использования с аэрозольным генератором сверхмалой мощности, продуцирующие аэрозоль путём нагревания раствора, компонентами которого, помимо никотина, когда он присутствует, является пропиленгликоль с глицерином или без него, и ароматизаторы. Видите, какая формулировка, очень накрученная, требующая отдельной проработки. Тем более, серьёзных исследований в области вреда здоровью (это признают и международные организации) ещё не проводилось, эксперимент на нас продолжается.
Ксения Сергеевна Корнилова:
– Это понятно. Но когда делают такую конкретизацию, пишут конкретику, потом обычно находят обходные пути именно по химическому составу доставляющего вещества. Я с этим уже сталкивалась, когда шло распространение наркотических смесей, ненаркотических спайсов, назовём их так, когда мы пытались перечислить конкретные элементы, придумывалось всё больше и больше новых веществ.
Андрей Иванович Крупин:
– Я согласен. Когда я сказал Наталии Александровне, что если сейчас конкретизировать химический состав, то у нас есть много неаккредитованных лабораторий именно на какие-то новые химические вещества…
Олег Олегович Петров:
– Основная, наверное, красная линия здесь в том, что должен никотин проходить, вред от которого уже исследован и доказан. Наверное, тогда к никотину и нужно привязываться, а вещества, сопутствующие доставке, не так уже и существенны здесь будут.
Николай Александрович Скворцов:
– Коллеги, поддержим? Вносим?
Голосовали единогласно за внесение поправок в Закон Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области»:
Статью 2.1 изложить в следующей редакции:
«Допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других торговых объектах, которые предназначены для реализации только алкогольной или табачной продукции,электронных средств доставки никотина (электронных сигарет), кальянов, а равно предоставление услуг с применением электронных средств доставки никотина (электронных сигарет), кальянов-».
На снимке: заседание межкомиссионной рабочей группы 3 ноября 2016 года.
< Назад
Наверх