На прошлой неделе вместе с саратовской делегацией побывал в столице Мордовии – Саранске, чтобы посмотреть на местные дороги, поговорить с дорожными строителями и руководством республики.
Предыстория вопроса. Общественная палата Саратовской области в рамках контроля строительства дорог в нашем регионе выяснила, что одни из лучших дорог по соотношению «цена-качество» строятся в Мордовии. Председатель ОП отправил Главе Мордовии письмо с просьбой принять саратовцев для обмена опытом. В состав саратовской делегации вошли общественники, журналисты, руководство областного министерства транспорта и городского комитета.
4 часа на машине – и мы в Саранске. Лет 7 назад, заезжая проездом в этот провинциальный город, убедился, что это маленькая деревня с населением в 300 тыс.
Сегодня Саранск не подрос в численности жителей, но преобразился колоссально! Огромный университет, прекрасный театр, спортивная арена, футбольный стадион на 45 тыс. зрителей, огромные торговые центры, красивое и современное жилье, статусные правительственные здания. Саранск преобразился, и сегодня этому городу можно только позавидовать.
Главная цель нашего визита – мордовские дороги. И если мордовские колонии – негативный известный бренд, сложившейся исторически еще с советских времен, то дороги Мордовии стали визитной карточкой республики лишь в последнюю пятилетку.
Бюджет дорожного фонда республики величиной чуть более 2 млрд. рублей тратится исключительно на строительство и ремонт дорог. Отвлечение денег на социальные или иные проекты из средства дорожного фонда для мордовских властей – табу. Из них 0,5 млрд. ежегодно достаются республиканскому центру. Именно поэтому ежегодно региональные власти занимаются не только латанием дыр и ремонтом, но обязательно строительством новых дорог.
Попадание в число городов, принимающих Чемпионат мира по футболу 2018 г., обеспечило Саранску федеральное финансирование 2 крупных развязок, обеспечивающих подходы к футбольной арене. Финансирование остальных дорог осуществляется из регионального бюджета.
На одном из крупнейших предприятий республики – «Мордовдорстрой» мы посмотрели на технологию производства асфальта. Председатель саратовского дорожного комитета г-н Гайнанов просил никому не говорить о некоторых технологических особенностях производства асфальта. Не удержусь - расскажу. Поразило, что гранитный щебень для дорожного строительства доставляют железной дорогой с Урала. Щебень перед укладкой моют. Весь асфальтобетонный завод управляется одним оператором и 3 помощниками. Все компьютеризировано.
Лаборатория контроля качества поражает наличием огромного числа аппаратуры для исследования качества щебня, песка, битума, асфальта. И главное – профессионализмом работников, наизусть пересказывающих требования ГОСТов и СНИПов.
Посмотрели мы вживую и на процесс строительства дорог. Примечательно, что ГОСТы по всей стране одинаковые, а дороги выглядят лучше в Мордовии. Даже цены в Саратове и Саранске схожи.
Примеры саранских цен:
- ремонт а/дороги 900 – 1650 рублей за 1 кв.м.,
- строительство а/дороги – 2200-2500 рублей за 1 кв.м.
С удивлением обнаружили, что люков на проезжей части в мордовской столице практически нет. Секрет оказался прост – их выносят за пределы дорожного полотна, что удешевляет в дальнейшем работы по ремонту дороги и обслуживанию самих колодцев.
Число порывов городских тепло- и водосетей - 5-6 за зиму.
Между двумя новыми микрорайонами (как у нас Солнечный и Юбилейный) через лесополосу строится дорога (по-моему шестиполосная) с велодорожкой. При чем, по словам местных чиновников, цена строительства велодорожки сопоставима с ценой строительства обычного тротуара.
Поразило, что в лесополосе уже сейчас чиновники планируют и оформляют лесопарк для прогулок и пикников жителей спальных микрорайонов.
Понравилось и то, что ежегодно региональные и местные власти проектируют несколько новых автодорог. На это уходит примерно 1% средств дорожного фонда, но наличие проекта помогает оперативно включаться в федеральные программы. (К слову, последняя саратовская региональная дорога проектировалась 6-8 лет назад.) Так уже в этом году за счет федеральных программ по новым дешевым технологиям Мордовией получена финансовая поддержка Минсельхоза и построены несколько дорог.
В завершении нашего визита тепло поблагодарили принимающую сторону за визит, который организовывал и проводил лично зампред мордовского правительства г-н Цыганов. Многие члены саратовской делегации обратили внимание на спартанскую обстановку его кабинета, да и кабинетов других местных чиновников. В голове мелькнула закономерность: «Дешевле кабинет дорожного чиновника – лучше дороги?» Пожалуй, надо над этим подумать.
P.S. К слову, во время поездки по мордовским дорогам кто-то из сопровождающих нас лиц шепнул главный секрет дорог – в комиссию по приемке дорог обязательно входят сотрудники ОБЭП…