В Саратове есть музей самоваров. Если кто не знает об этом, приходите на угол улиц Кутякова и Мясницкой, здесь в подвале нового дома разместилась уникальная не только для Саратова, но и всей России коллекция самоваров со всего света. Огромный интерес для любителей фарфора представляет собрание статуэток советского периода, кроме того, в музейный интерьер удивительно вписывается антикварная мебель, создавая неповторимый колорит добра и уюта.
Правда, попасть в этот частный музей простому «человеку с улицы» сложновато. И вовсе не потому, что он частный. Конечно, вход платный, но музей открыт сейчас только для организованных групп посетителей. Просто так, проходя мимо, сюда не зайдешь. Надо предварительно звонить администрации музея, ждать, когда придет группа и присоединяться к ней. В общем, неудобно. Наверное, сотрудникам музея не очень хочется сидеть в пустых залах и блюсти единичных посетителей. И это накладывает свой негативный отпечаток на все представленное великолепие. А заодно ставит под сомнение способность Саратова стать поистине привлекательным городом для туристов.
Эту проблему туристической привлекательности и обсудили участники круглого стола «Развитие туризма на территории Саратовской области», который прошел в музее самоваров.
Его участники – представители администрации Саратова и министерства молодежной политики, спорта и туризма, руководители «брендовых» организаций, турагентств, общественники пытались ответить на вопрос: «В Саратове чего только нет, есть на что посмотреть, но стала ли наша область привлекательной для туристов?»
После долгого обмена мнениями, в котором доминировали речи по поводу Волги, Гагарина, саратовского калача, саратовской гармоники и Увека – признанных брендов региона, стало почему-то ясно, что, опираясь только на эти, безусловно, притягательные факторы, туристического города и области все-таки не получишь.
Ясность в дискуссию уже в финале обсуждения внесла преподаватель СГСЭУ Валентина Бессонова, которая, как она призналась, занимается проблемами туризма практически всю свою жизнь, а теперь учит этой науке студентов. По ее мнению, Саратовской области еще очень многое надо сделать для того, чтобы получить право называться туристическим регионом. А то, о чем сегодня говорят на местном уровне и на что надеются в продвижении области на рынке туристических услуг, обесценивается из-за отсутствия необходимой инфраструктуры – дорог, гостиниц, удобного и дешевого транспорта – на фоне высоких цен на услуги.
– Мы остаемся глухой провинцией, к сожалению – заявила Валентина Бессонова. – Что мы будем позиционировать? У нас есть только гармошка и калач, замучили уже ими, надо что-то новое давать.
По мнению Бессоновой, и с ней трудно не согласиться, область не производит туристический продукт. Есть у нас Увек, к примеру. Но сегодня место археологических раскопок не может считаться туристическим объектом. Раз-два в год здесь проходят фестивали-реконструкции, но не больше! Если сравнить с аналогичным памятником античности и средневековья – Херсонесом в Крыму, то там музейно-туристическая инфраструктура присутствует в полной мере. Херсонес находится под охраной ЮНЕСКО, к тому же рвется и Увек, но стать таковым он сможет, лишь при условии проведения огромной работы по проведению экспертизы, оформления документов, создания адекватных условий для посещения туристами.
Пока же, увы, мы имеем всего лишь большие амбиции называться туристическим центром на Волге. Все, кто прибывает в Саратов на теплоходах, упираются в «Хмельную №1» и ободранное здание вместо речного вокзала. Пытаясь его обойти стороной, утыкаются в «Русское застолье» или «Брудершафт». Но из такого набора не следует, что Саратов – город первого космонавта Земли, город русской архитектуры и искусства, что у нас есть саратовский калач и гармошки, картинная галерея и консерватория, театры, проспекты, парки. За «хмельным» бортом остаются Увек и тот же музей самоваров. И многое, многое другое…