На совместном заседании комиссий по развитию различных форм участия населения в осуществлении самоуправления и комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Саратовской области обсудили проект Федеральных законов о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ в части проведения капитального ремонта в многоквартирных домах и изменений в деятельности Фонда реформирования ЖКХ ( по материа-лам заседания комиссии по вопросам местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ, состоявшегося 26.03.2012г. в г. Москве).
Председатель комиссии по развитию различных форм участия населения в осуществлении самоуправления Общественной палаты Джашитов А.Э. сообщил о сути вносимых изменений, касающихся создания региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов.
1) За субъектами РФ закрепляются вопросы:
— определения общих требований к организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, определения порядка организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе установление оснований и порядка определения необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
— определение минимального и максимального размера платы за капитальный ремонт, порядка ее внесения с учетом требований статьи 155 Жилищного кодекса РФ;
— установление порядка использования и управления средствами, сформированными за счет платы за капитальный ремонт, а также обеспечение контроля за управлением и целевым расходованием указанных средств;
— определение порядка принятия решений, связанных с обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе порядка утверждения органами местного самоуправления ежегодных графиков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
2) За федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства закрепляются вопросы методического обеспечения организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
4) За Правительством Российской Федерации закрепляются вопросы порядка установления размера платы за капитальный ремонт, порядка определения минимального и максимального размера платы за капитальный ремонт.
5) Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
— плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
— плату за капитальный ремонт;
— плату за коммунальные услуги.
6) Собственники жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, в том числе, находящихся в государственной или муниципальной собственности должны ежемесячно вносить плату за капитальный ремонт.
7) В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
— обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
— содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
— могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
— принимают нормативные правовые акты, направленные на организацию региональных систем капитального ремонта.
8) Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются:
— порядок использования кредитных (заемных) средств и (или) механизмов страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в рамках региональной системы капитального ремонта;
— порядок обеспечения доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) об объеме и использовании средств, предназначенных для финансирования расходов по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение такой информации;
— порядок аккумулирования денежных средств, сформированных за счет платы за капитальный ремонт и управления ими. В случае, если данный порядок предусматривает аккумулирование денежных средств и управление ими в отношении более чем одного многоквартирного дома, он должен включать в себя порядок реализации принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об отказе от участия в аккумулировании денежных средств и управлении ими в отношении более чем одного многоквартирного дома;
— порядок утверждения графиков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов органами местного самоуправления, предусматривающий, в частности, первоочередное включение в такие графики тех видов работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, которые требовались на момент приватизации первого жилого помещения в соответствующем многоквартирном доме, и не были выполнены на дату утверждения графика;
— порядок возврата средств, сформированных за счет платы за капитальный ремонт, собственникам помещений в многоквартирном доме в случае признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
— порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет платы за капитальный ремонт, и обеспечения их сохранности.
9) Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен порядок и условия предоставления и использования средств бюджета субъекта Российской Федерации на долевое финансирование расходов по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.».
10) Исключается второе предложение статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — «При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность проводить капремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонту жилищного фонда».
11) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с 2013 года перестает представлять финансовую поддержку за счет своих средств на реализацию региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и будет заниматься вопросами переселения граждан их аварийного жилья (полная ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года).
Вывод: Государство намеривается распоряжаться финансовыми средствами собственников помещений, создав МУДЕЗ капитального ремонта многоквартирных домов.
В итоге решили, что Проекты двух Федеральных законов в случае их принятия не будут реализованы, так как новые многоквартирные дома не нуждаются в капитальном ремонте, многие многоквартирные дома (особенно там, где созданы ЖСК или нормальные – «не глобальные» ТСЖ) проводили и проводят регулярно капитальный ремонт по мере необходимости и, наконец, у значительного количества граждан просто нет достаточных финансовых средств.
26 марта на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации было представлено эти два Проекта. Ниже приводим ссылку
https://www.pr-tsj.ru/index.php/2009-11-15-00-46-58/48-2011-04-10-14-32-32/794-2012-03-27-09-12-55