В СГТУ им. Гагарина Ю.А. состоялись общественные слушания на тему : «Развитие инженерного образования: федеральные и региональные аспекты".
В мероприятии приняли участие члены общественной палаты, руководители предприятий, представители вузовского сообщества, заинтересованные лица.
Открывая заседания председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо отметил, что "в современных условиях общество, работодатели предъявляют серьезные требования к выпускникам технических специальностей с точки зрения их подготовленности к решению реальных инженерных задач. Однако зачастую выпускники вузов не отвечают этим требованиям, поскольку обучение на технических специальностях подчас оторвано от инженерной практики. Президентом РФ поставлена задача реализации национальной технологической инициативы, предполагающей качественно новый подход к подготовке инженерных кадров. В своем Послании Федеральному собранию 04.12.2014 года он отметил, что: «…базовое условие развития экономики – это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры».
Как отметила член ОП РФГалина Полянская "важнейшим условием достижения поставленной цели является содержательное обновление инженерного образования, предполагающее взаимодействие вузов и институтов реального сектора экономики. По ее словам, всё должно работать на конечный результат – востребованность специалиста на рынке труда. В этой связи нужно четко представлять, какие требования предъявляет рынок труда к выпускнику вуза и, отталкиваясь от этого, определять содержание образовательной программы, решительно отказываясь от устаревших представлений о каком-то абстрактном идеальном выпускнике, знающем фундаментальные науки так же хорошо, как и свою будущую профессию. Нужна система образования, отвечающая целям страны в целом, целям регионов и предприятий в частности, отметила общественница.
Председатель комиссии по образованию и науке, первый проректор СГТУ им. Гагарина Ю.А. Александр Сытник отметил, что "одно из направлений оптимизации системы профессионального образования определено в Поручении Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821, и в распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р (п.1.1): осуществляется «…подготовка списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования, с выделением 50 наиболее перспективных профессий и специальностей».
В ходе более двухчасовой дискуссии участники слушаний рассмотрели дуальность точек зрения к оценке качества инженерной подготовки: со стороны образовательной среды и со стороны бизнес-сообщества. ВУЗы руководствуются образовательными стандартами, а предприятия и организации нацелены на получение прибыли, дистанцируясь от участия в профподготовке и входе в профессию. Бакалавры и молодые специалисты взаимодействуют с партнерами, имеющими разные целевые установки в рамках одного социального заказа: будущий инженер-преподаватель ВУЗа, инженер-работодатель; инженер-научный работник. В связи с этим имеется необходимость консолидации усилий разных социальных групп, задействованных в формировании кадрового потенциала, в вопросах повышения качества инженерного образования.а также касались вопросов , связанных с основными направлениями модернизации образовательного процесса:
• коренные перемены в содержании обучения – высшая школа должна заложить в специалистах образовательную базу, определяющую возможность не только подготовки и переподготовки, но и маневрирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка труда;перестройка прежних методов обучения – новые методы должны быть нацелены не на «загрузку» в память необходимого минимума знаний и способов их применения, а на формирование компетенций, способности личности к самостоятельной работе по овладению новыми знаниями под конкретную задачу;
• перестройка организации образования, увязка всех его уровней и создание системы непрерывного образования, тесно связанного с производством и др.
Подводя итоги слушаний выступил ректор СГТУ Игорь Плеве, который систематизировал проблемы инженерного образования в РФ, которые имеют структурный характер, а также предложил варианты их решения.
По результатам слушаний был принят проект резолюции, который будет направлен в ОП РФ.