Этот вопрос обсудили общественники на очередном заседании комиссии по общественному контролю в системе ЖКХ Общественной палаты. На заседании обсуждался вопрос о возложении на ресурсоснабжающие организации обязанность исполнителя коммунальных услуг путем внесения изменений статьи 161 и 162 Жилищного кодекса РФ.
Ранее с соответствующей законодательной инициативой Общественная палата обратилась в Саратовскую областную Думу. Комитет Думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики, как полагается, направил на заключение в заинтересованные организации Саратовской области, а также в Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы РФ проект федерального закона по совершенствованию федерального законодательства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель комиссии Александр Джашитов огласил результаты заключений, полученных из разных ведомств. Четыре организации: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Саратовской области, Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Администрация муниципального образования «Город Саратов» и СООУ «Щит потребителя» дали отрицательное заключение и выступили против данной инициативы Общественной палаты.
Напротив три организации поддержали данное предложение. В числе таких организаций вошли администрации трех муниципальных районов области Балаковского, Энгельского и Балашовского. Поддержал законопроект также Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Государственной Думы РФ. Как следовало из письма председателя комитета Г.П.Хованской «16 сентября 2014г. Государственной Думы принято в первом чтении проект федерального закона №500410-6 «О внесении изменении в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отросли жилищно-коммунального хозяйства и других.)
Дале было указано, что в вышеуказанном федеральном законопроекте «в частности, предлагается установить, что лицами, оказывающими коммунальные услуги, являются ресурсоснабжающие организациями Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив – обеспечивают предоставление коммунальных услуг путем надлежащего содержания общего имущества, а также выступают представителем потребителей в случае нарушения качества оказания коммунальных услуг по вине ресурсоснабжающей организации, требуют от имени потребителей изменения стоимости услуг и выплаты штрафов. Платежи за коммунальные услуги направляются непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. При этом ресурсоснабжающая организация вправе на основании договора поручить управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу выступать в качестве агента по сбору платежей с выплатой им вознаграждения – в таких случаях используются номинальные счета.
Предложения изложенные в Вашем обращении, мною концептуально поддерживаются и совпадают с моей позицией по указанному вопросу», - указано в письме.
Комментируя данное письмо из ГД РФ, Александр Джащитов отметил, что «процесс идет в нужном для граждан и, следовательно, для Общественной палаты области направлении». Он отметил также, что конкурсы отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом проводятся в три этапа, самый интересный (!) последний, в котором управляющие организации соревнуются, кто создаст «коммунальный рай» за свой счет: мытье окон 94 раза в год (!), протирание подоконников, дверей 95 раз в год (!), мытье металлических заборов каждый день и т.д. Победители обещают истратить в 1.5-2 раза больше средств (своих!), чем будут получать от граждан за содержание и текущий ремонт. Эту ситуацию нужно срочно менять. Комиссия приняла решение: Рекомендовать Общественной палате Саратовской области, комитету ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов» и Союзу управляющих компаний г.Саратова подготовить проект по внесению изменений в федеральное законодательство в части проведения отбора управляющих компаний для управления многоквартирным домом.
Комиссия рассмотрела также вопрос развития МУПП «Саратовводоканал» и пути их решения. Представители МУПП «Саратовводоканал», которые были приглашены на заседании, не явились.
Как было отмечено на заседании комиссии, у членов комиссии много вопросов, в частности, по количеству административного аппарата (из около 3тысяч работников), по структуре тарифа (что такое «недополученные средства от сомнительных долгов»?), получают ли бонусы руководящие кадры, как используются средства, полученные за присоединения к сетям?
Решено перенести этот вопрос на следующее заседание с обязательным присутствием представителя МУПП «Саратовводоканал». Главное - необходимо искать пути выхода из создавшейся критической ситуации.
Обращения в Общественную палату в Саратовской области граждан городов Саратова, Энгельса, Аткарска выявили еще одну проблему - об административных барьерах (6-7 документов) при установке счетчиков и их поверке. Чиновники гоняют граждан по кабинетам, вызывая тем самым недовольство граждан в этот не простой период нашей жизни. Это яркий анти-пример системы «одного окна» и «открытого правительства». Зачем гонять людей за справками, если чиновники могут достаточно быстро получить их сами. Принято решение вернуться к этому вопросу в новом году.