В Саратовской универсальной научной библиотеки состоялась Первая региональная конференция по защите прав пациентов Саратовской области.
В зале собралось около 200 человек. Среди них: сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель Общественного совета по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов, председатель Общественной палаты области Александр Ландо, руководители министерств и ведомств области, представители медицинской палаты и частного сектора здравоохранения, представители общественных организаций области, члены общественного Совета по защите прав пациентов при общественной палате, при министерстве здравоохранения и территориальном органе Росздравназдора области.
Модератор мероприятия заместитель председателя Общественной палаты области Сергей Утц первым слово предоставил московскому гостью Яну Власову. Выступая с докладом, на тему: «Актуальные вопросы организации системы гражданского контроля в сфере здравоохранения в регионах и РФ», он отметил, что на данный момент пациентские организации находятся в России «в правильном векторе» и пользуются поддержкой власти. Однако, по мнению общественника, ныне существующее законодательство не до конца регулирует деятельность общественных организаций, работающих в сфере здравоохранения: «Я вам объясню, почему власть так заинтересована в подобных организациях. Нужны источники корректной информации из регионов. Информация, которая поступает от субъектов по официальным каналам, считается недостаточной. Потому нужны другие каналы. Основными здесь у нас считаются общественные палаты и общественные советы».
Председатель Общественного Совета по защите прав пациентов при Общественной палате области Татьяна Топилина в своем выступлении заявила, что основным источником для анализа проблемных ситуаций - это телефон «горячей линии». «Жалобы и обращения граждан представляют собой особый источник для анализа ситуации с обеспечением прав пациентов.
Поступают обращения об отсутствии квалифицированной медицинской помощи в сельских населенных пунктах. Много обращений связано с черствостью, равнодушием медицинского персонала. Человеческий фактор играет немалую роль в оценке предоставления качественной медицинской помощи. Еще остаются обращения по вопросам обеспечения льготными лекарственными препаратами. Однако, наше здравоохранение – далеко не худшее здравоохранение. Одни и те же проблемы по всей России, и решать их надо».
В Саратовской области увеличилось количество обращений на «горячие линии» Территориального фонда медицинского страхования. Об этом на сегодняшней Конференции заявила и.о. начальника управления контроля качества оказания медицинской помощи ТФОМС Лидия Пичугина. По ее словам, количество обращений в этом году увеличилось на 1 366 и составило более 16 тысяч. «В структуре причин обоснованных жалоб преобладают жалобы на ненадлежащее качество оказания медицинской помощи. Такие жалобы занимаю первое место в структуре — их 48% от общего количества. В прошлом году такие обращения занимали второе место».
В этом году поступали жалобы на низкое качество медицинских услуг в 26 медицинских организациях. При этом 12 из них находятся в Саратове. Еще 10 жалоб поступило в связи с отказом в оказании медицинской помощи. Соответствующие организации были оштрафованы. Однако при всем этом, согласно статистике, 88% жителей области в целом удовлетворены качеством медицинской помощи.
«Для нас очень важна оценка качества пациентами. И в рейтинге качества жизни в регионах три показателя оценивают сферу здравоохранения. Это и продолжительность жизни, и удовлетворенность качеством услуг здравоохранения, например. Здесь, как уже отмечалось, важны и качество, и улыбка врача. Пациенты нас оценивают по этому. И, конечно же, в медицине святая святых — это мздоимство. И вы, к сожалению, оцениваете нас по этому. Но я позволю себе упомянуть и еще одну цифру - количество благодарностей медицинским работникам увеличилось на 30%. Проблемы? Проблемы есть. Они связаны, в том числе и с коллизиями в законодательстве. Это и вопросы обеспечения медикаментами, хоть мы и знаем, что это основа здравоохранения», - прокомментировала ситуацию заместитель министра здравоохранения области Жанна Никулина.
Выступая перед аудиторией, Председатель Общественной палаты Александр Ландо заявил, что «Главное для пациента - это улыбка врача». По мнению Ландо, доброе отношение врачей и медперсонала к людям поможет изменить ситуацию, когда большинство жителей страны недовольно здравоохранением: «Когда пациент входит в здание медицинского учреждения, он уже должен быть расположен к выздоровлению. Врач должен быть вежливым и разговаривать как психолог».
Заместитель Председателя Общественной палаты Сергей Утц, в свою очередь, отметил: «Общественные организации, несмотря ни на что, до последнего конца борются за здоровье своих родственников, близких, за собственное здоровье. Им нужен препарат и они будут его добиваться, им нужна операция и они будут ее добиваться, им нужно отстоять какой-то центр и они будут добиваться. Но облегчить доступ общественных организаций к органам государственной власти Общественная палата вполне может. Мы, как общественная палата видим свою роль, чтобы выстроить мост между отдельными общественными организациями и теми людьми, которые принимают решения и отвечают за сделанное или не сделанное».
Завершающим этапом Конференции стало оглашение Резолюции председателем Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты области Евгением Ковалевым.
Комментируя мероприятие, общественник отметил: «Сегодня, впервые на территории нашей области проводится столь масштабная Конференция по защите прав пациентов, на которой присутствуют не только представители органов власти, члены общественной палаты, медицинской палаты, представители частной медицины, но и общественные организации, которые являются непосредственными получателями медицинских услуг.
Сегодня созданы Советы при территориально органе Росздравнадзора и министерства здравоохранения области, Совет по защите прав пациентов при Общественной палате.
Благодаря реализации проекта модернизации здравоохранения мы можем сегодня говорить о подготовленной материально-технической базе для внедрения единых стандартов медицинской помощи.
Необходимо постоянно совершенствовать модель здравоохранения с привлечением широких кругов общественности и профессиональных сообществ, которые сегодня являются помощниками для исполнительной власти и проводниками между пациентами и властью. Важно идти вперед и развиваться, использовать все лучшее и передовое.
Мы понимаем, что проблемы, копившиеся годами не решить за несколько лет. Поэтому основная задача Конференции сегодня – выработать диалог и взаимодействие между общественностью и органами власти».