На разных площадках, в том числе в рамках Общественной палаты все чаще и чаще говорят о важности социальной ответственности бизнеса. Однако зачастую мнения расходятся относительно того, что под этим следует понимать.
Для одних, это соблюдение трудовых прав работников. Для других -защита окружающей среды, выплата достойной заработной платы, участие в благотворительных акциях и строительстве социальных объектов. Этот ряд можно продолжить.
На самом деле понятие «социально-ответственный бизнес» включает в себя очень широкий круг параметров. Логически, тот или иной бизнес может называться социально-ответственным при соответствииустановленным государством стандартам. Для многих покажется странным, но такой стандарт действительно существует, и он имеет конкретный номерГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности», введенный в действие с 15 марта2013 года. Он идентичен с международными стандартами.
Согласно указанному документу под социальной ответственностью понимается ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение. Такая организация должна в меру своих возможностей, содействовать устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;учитывать в своей работе ожидания заинтересованных сторон;соответствовать применяемому законодательству в этом вопросе, в том числе международными нормами поведения.
Для сферы социальной ответственности определены конкретные направления. Среди них - организационное управление, окружающая среда,добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями, участие в жизни сообществ и их развитие и другие.
Каждая из основных тем содержит спектр проблем, связанных с социальной ответственностью. Например, социальная ответственность в сфере трудовых практик подразумевает решение проблем найма и трудовых отношений, условий труда и социальной защиты, социального диалога, охраны труда и безопасности на рабочем месте, развитие человеческого потенциала и обучения на рабочем месте.
Таким образом, организации, претендующей называться социально ответственной в полном смысле этого понятия, предъявляются очень высокие требования, которые невозможно выполнить без системной и достаточно трудоемкой работы. И бизнес это хорошо понимает.
Важным условием для расширения числа социально ответственных предприятий являются устойчивые «правила игры», устанавливаемые для них государством.
Говорят, коней на переправе не меняют. Сегодня наша страна переживает трудные времена, связанные с западными санкциями. Бизнес, к сожалению, всегда остро реагирует на любые негативные изменения в обществе, особенно - на политическом поле. Бизнес, естественно, пытается приспосабливаться, но на это уходит время. Поэтому, сегодня любые изменения правил игры, касающиеся бизнеса, могут иметь негативное влияние на его развитие.
К сожалению, это может затормозить процесс развития социально-ответственного бизнеса, в том числе на территории нашей области.Хотя многие бизнесмены стали понимать, что социальная ответственность может дать бизнесу многочисленные преимущества. Например, обеспечение более широкой информированности при принятии решений на основе лучшего понимания ожиданий общества, возможностей, связанных с социальной ответственностью. Но для этого необходимо не ослаблять, а усиливать связку: государство-общество-бизнес. Гражданский форум должен стать новым толчком для ее укрепления.