На заседании комиссии по проблемам безопасности, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции, общественники обсудили ситуацию с применением недавно принятых изменений в Закон области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области».
В обсуждении приняли участие также приглашенные: представители ГИБДД, администрации Саратова, организаций, осуществляющих эвакуацию, общественники и другие.
Напомним, что теме эвакуации автотранспорта Общественная палата обращалась неоднократно. В апреле текущего года, например, на основании фактов, накопленных за год реализации вышеупомянутого закона, комиссия по проблемам безопасности, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции, которую возглавляет Владимир Незнамов, обсуждала проблему взаимодействия между ГИБДД и автовладельцами в процессе эвакуации автотранспорта с улиц города
Тогда было установлено, что транспортное средство считается эвакуированным с момента присоединения тросов эвакуирующего средства к колесам автомобиля, что вызывало недовольство автомобилистов. Но, как говорится, закон есть закон… , и его надо было исполнять.
Тем не менее, учитывая усиливающееся недовольство владельцев автотранспортных средств, 22 октября 2014 года в Закон были внесены изменения. Они, по сути дела, дают возможность автовладельцам-нарушителям забрать свои машины с места административного правонарушения, если они успели подойти до их перемещения на штрафстоянку.
Указанные изменения в Закон звучат следующим образом: «В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения и принятия уполномоченным лицом решения о прекращении задержания транспортного средства помещение транспортного средства на специальную стоянку не осуществляется». То есть, работники эвакуации и полиции обязаны вернуть автомобиль, если во время погрузки появился владелец.
На этом можно было бы поставить точку, хотя автовладельцы по-прежнему недовольны, так как в городе не хватает парковочных мест, но появилась новая проблема. Вернее она была и раньше, но в рамках Закона в прежней редакции она не влияла на ход эвакуации.
Теперь имеют место случаи, когда автовладелец успевает к своей опечатанной инспектором ГИБДД автомашине, которая уже по акту передан «эвакуаторщикам», но сотрудника ГИБДД уже нет на месте, чтобы отменить процесс изъятия автомобиля. Как выразился председатель комиссии Владимир Незнамов, «в жизни все может быть иначе, чем на бумаге».
«Кто же может обязать автоинспектора его не оставлять место эвакуации?» - спросил В.Незнамов. Выяснилось, что никто. Как отметил представитель областного ГИБДД «После передачи документов «эвакуаторщику», ответственность за машину переходит «эвакуаторщику». Инспектор не обязан стоять и ждать конца эвакуации. Наверное нужно разработать новый алгоритм», - отметил он, - на сегодняшний день уход полицейского после передачи автомобиля эвакуаторщикам, не является нарушением законодательства.
Проблема заключается в том, что областным законом этот вопрос нельзя решить. Регулирование вопроса деятельности полицейских является прерогативой федерального законодательства, изменение которого вопрос сложный и долгий.
Учитывая сложность ситуации, комиссия рекомендовала ГИБДД решить этот вопрос путем издания внутреннего приказа, обязывающего инспектора оставаться на месте совершения административного правонарушения автовладельцами, до начала движения эвакуаторов с погруженным автомобилем.
Представитель эвакуационных служб, в свою очередь, отметили, необходимость разъяснения автовладельцам, чьи машины уже погрузили на эвакуатор и везут на штрафстоянку, не заскакивать на платформу к своему автомобилю, когда эвакуаторщик останавливается на светофоре. Владимир Незнамов назвал такие действия хулиганством с вытекающими последствиями.