Члены Общественной палаты области и депутаты Саратовской областной Думы вместе с представителями правительства области обсудили ситуацию с предприятиями пассажирских автоперевозок области в рамках совместного круглого стола на тему: "Транспортный комплекс Саратовской области: проблемы и пути решения".
В работе круглого стола принимали участие также представители торгово-промышленной палаты и автотранспортных предприятий.
Ведущий круглого стола, председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям Алексей Мазепов напомнил, что круглый стол является продолжением общественных слушаний на ту же тему, которые прошли в июне текущего года.
Заместитель министра транспорта области Андрей Дармограй, которому было предоставлено слово, вкратце рассказал о планах ведомства по оптимизации пассажирского автотранспорта на территории области. Представитель профильного министерства проинформировал участников круглого стола об эффективно и неэффективно работающих автопредприятиях и о планах реорганизации последних. По его словам, пассажирские автоперевозки на территории области осуществляют семьсот предприятий разных организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе 22 акционерных общества, которые принадлежат Правительству области. Перевозки пассажиров в городах области на 95 процентов осуществляются частными перевозчиками. Государственные автопредприятия осуществляют пригородные пассажирские перевозки в 25 муниципальных районах по четырехстам маршрутам, что составляет 50 процентов перевозок.
По словам Андрея Дармограя, "анализ работы государственных предприятий показывает неудовлетворительные итоги их финансово-хозяйственной деятельности, неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых на субсидирование государственного регулирования тарифов (?) и перевозку льготников".
Учитывая эти и другие обстоятельства, министерство предлагает провести ряд мероприятий. В частности, предполагается провести инвентаризацию всех государственных автопредприятий с целью дальнейшего их использования; проведение переговоров с муниципалитетами для передачи на их баланс ряда автопредприятий областного подчинения; проведение процедуры банкротства предприятий, стабилизация которых невозможна; создание глобальной диспетчерской службы на базе саратовского автовокзала для корректировки всех пассажирских перевозок.
Сообщение замминистра вызвало ряд вопросов у участников круглого стола. Депутат Саратовской областной Думы, гендиректор ОАО "Автокомбинат № 2" Андрей Беликов, в частности, поставил под сомнение объективность определения эффективных и неэффективных автопредприятий. Депутат предложил создать единую государственную компанию в сфере транспорта. По его словам, "ситуация с государственными компаниями сложная, к февралю следующего года компании, находящиеся в предбанкротном состоянии, просто развалятся".
Также, по его словам, к Новому году еще 4-5 компаний будут в предбанкротном состоянии. Он предложил создать транспортную самоуправляемую компанию областного подчинения. «Лучше из 700 млн. рублей, которые выделяются в качестве покрытия расходов автопредприятий, потратить 70 млн. рублей на создание единого мощного предприятия, которое бы объединило все компании", - предложил он.
Вопрос председателя Общественной палаты Александра Ландо касался возможности улучшения ситуации без "приватизации компаний". Он напомнил, что решение в конечном итоге будет принимать Губернатор области. «Наша задача обсудить и предложить, а решать будет Губернатор», - отметил общественник.
В ответ первый замминистра транспорта области Андрей Дармограй отметил, что одной из самых главных мер станет "отказ от государственного регулирования тарифов и повышение стоимости проезда".
Вопрос члена Общественной палаты Михаила Волкова касался реализации проекта по внедрению системы "ГЛОНАСС": «Что сделано?» Было выяснено, что оборудование системы "ГЛОНАСС" имеют практически все 100 % автобусов госкомпаний. Кроме того, общественник, исходя из сообщения докладчика, поставил вопрос об эффективности работы профильного министерства, которое предлагает, не решение вопроса, а просто смену собственника.
В продолжении обсуждения Андрей Беликов выразил мнение, что банкротство некоторых автокомпаний носит искусственный характер. В качестве примера он назвал компанию "Саратовский автобусный парк". По его словам, "вполне сносная компания подведена к тому, чтобы обанкротится".
С таким мнением не согласился зампред Правительства Саратовской области Василий Разделкин. По его словам, "современные экономические условия не подразумевают сохранене неэффективных компаний с государственным участием". Также, по его словам, "в некоторых регионах вообще отсутствуют госкомпании в транспортной отрасли".
Депутата Саратовской областной Думы Владимира Писарюка интересовала экономическая обоснованность приватизации обанкротившихся предприятий. По его словам, во главе угла всех изменений должна стоять экономическая целесообразность. «Хотелось бы услышать об эффективности предлагаемых изменений», - отметил депутат. Он предложил поручить всем депутатам встретиться со своими избирателями для учета их требований.
Член Общественной палаты Ксения Корнилова предложила поддержать создание саморегулируемой организации в том случае, если оно снимет главный вопрос – улучшение состояния пассажирских автоперевозок и защитит права всех участников этого процесса, включая интересы самих граждан. Она подняла также вопрос о возмещении долга автопредприятиям за уже осуществленную перевозку льготных пассажиров.
Председатель Общественной палаты Александр Ландо также поддержал идею создания саморегулируемой организации в транспортной сфере и предложил предоставить в следующем году право бесплатного проезда всем ветеранам Великой Отечественной войны. По словам общественника, «их осталось немного, и ездят они редко, поэтому, это было бы вполне уместно в юбилейный год Победы».
Депутат Саратовской областной Думы Сергей Кузнецов отметил, что при создании СРО большинство функций министерства транспорта и дорожного хозяйства перейдут к этому обществу. «Не означает ли это, что минтранс будет ликвидирован?». А. Ландо ответил, что вопрос существования тех или иных правительственных структур находится в компетенции Губернатора.
Было предложено также организовать движение общественного транспорта в ночное время, чтобы граждане, которые ходят в театры, на другие мероприятия в вечернее время, имели возможность добраться домой не на такси, а на общественном транспорте: «Стоимость проездав этом случае может быть повышена даже до 30 рублей, но это лучше, чем на такси».
В итоге было принято решение обобщить результаты всех высказанных пожеланий и еще раз провести серьезный анализ ситуации и экономически обосновать важность предлагаемых изменений.