26 июня 2014 год в Ульяновске состоялся семинар – совещание субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа, по вопросам открытого государственного управления и общественного контроля. Опыт Ульяновской области признается как одна из лучших практик внедрения проекта «Открытое правительство».
От Саратовской области в совещании приняли участие заместитель председателя Общественной палаты Валентина Богданова и заместитель министра – председателя комитета общественных связей и национальной политики области Сергей Калюжнов.
Состоялись круглые столы по темам : «Обсуждение механизмов повышения бюджетной грамотности и вовлечения населения в бюджетный процесс (бюджетный калькулятор, бюджет для населения, открытый бюджет)» , «Открытое правительство: опыт реализации и региональные подходы».
По первой теме модератором была министр финансов Ульяновской области Буцкая Е.В. Для меня было неожиданностью, что при таком закрытом министерстве сформирован общественный совет, в который входят представители вузов, практики- профессионалы. Готовится конкурс среди граждан для участия в формировании доступного открытого бюджета.
Министерство финансов Ульяновской области регулярно отчитывается перед Общественной палатой об исполнении бюджета, кроме этого отчет об исполнении бюджета печатается на сайте министерства, доступного для любого гражданина.
Новым для меня стало внедрение проекта по партиципаторному бюджетированию, то есть участие граждан в распределении бюджетных средств муниципалитета. В данном проекте это означает распределение части бюджетных средств муниципалитета (муниципального образования, района, города), через специально созданную бюджетную комиссию, состоящую из граждан и представителей муниципальной администрации.
Создаваемая бюджетная комиссия – не представительный орган власти (как любое законодательное собрание города – Дума или Совет Депутатов) и не дублирует его функции.
Основная задача создаваемой бюджетной комиссии – предоставление нового коммуникативного пространства для жителей, не имеющих сейчас возможности заявить о своих инициативах.
Смысл ее деятельности в том, чтобы каждый горожанин имел возможность прийти и внести свое предложение по решению городских проблем в форме заявки на использование части бюджетных средств на будущий год. Несомненный плюс этой заявки в том, что она идет «снизу», от горожан, у которых свое видение городских проблем.
Эти заявки и рассматриваются комиссией, состоящей из жителей и представителей администрации города.
Состоялся мастер- класс по теме «Технология проведения собраний населения в рамках вовлечения граждан в реализацию проектов поддержки местных инициатив». Представленные технологии предпочтительны для сельских поселений, проводятся при сопровождении консультантов Всемирного банка.
На пленарном заседании рассматривался опыт Ульяновской области по объединению всех Уполномоченных по правам (человека, ребенка, предпринимателя, борьбе с коррупцией) в единую палату – со статусом государственного учреждения.
По реализации системы открытого государственного управления и общественного контроля выступили зам министра информатизации и связи Республики Татарстан Зарипов Т.И., руководитель управления государственного строительства Администрации Губернатора Самарской области Кабытов Н.П., заместитель министра информационного развития и связи Пермского края Селезнев К.А.
О развитии общественного контроля в Ульяновской области выступил Губернатор Морозов С.И. Он считает, что в области формируется единая система общественного контроля. Для этой цели в Ульяновской области разрабатывается проект закона «Об общих принципах организации отраслевых общественных палат в Ульяновской области».
Идея создания независимых общественных органов принадлежит Губернатору Морозову С.И.
По его мнению законодательные основы для образования независимых общественных органов будут обеспечивать взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Палаты, в первую очередь необходимы для учета потребностей и интересов жителей региона, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления в сферах науки и образования, здравоохранения, экологии, сельского хозяйства, строительства.
Основной целью законопроекта является создание единой системы организации отраслевых Общественных палат в Ульяновской области в таких сферах, как наука и образование (Педагогическая палата), здравоохранение (Медицинская палата), экология (Экологическая палата), сельское хозяйство (Агропромышленная палата), строительство (Градостроительная палата).
Создание данной системы, образованной из общественных органов в определённой сфере, будет являться гарантией более внимательного отношения со стороны должностных лиц органов исполнительной власти к сигналам, рекомендациям и предложениям общественности, обеспечит привлечение лиц, виновных в нарушении служебной дисциплины.
Вот с такими лучшими практиками познакомились представители субъектов ПФО.
Подвел итоги семинара-совещания министр Российской Федерации М.А. Абызов.
Он подчеркнул, что до сих пор недостаточно используется механизм взаимодействия федеральных органов с региональными, и не только исполнительных, но и общественных, что необходимо внедрять и использовать стандарт открытости органов исполнительной власти, Нельзя увлекаться опросами через интернет, он не заменит человека. Одного интернета мало, уровень образования у граждан недостаточен, нужны разнообразные общественные структуры для осуществления общественного контроля. Чем больше, тем лучше, неэффективные сами исчезнут.
<p ">В рамках развития «открытого правительства», 9 июня 2014 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 991-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (сама концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р). Дорожная карта – это предельно конкретный документ, определяющий сроки, ответственных и результаты их деятельности. Многие ее пункты напрямую касаются граждан, т.е. должны привести к повышению качества и доступности взаимодействия с органами исполнительной власти (а остальные касаются косвенно или опосредованно). В числе таковых нужно отметить запланированное сокращение списка документов личного хранения (из части 6 статьи 7 Федерального закона 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), т.е. тех, что гражданин должен предоставлять сам вместе с заявлением на получение той или иной услуги – теперь ведомства будут обмениваться ими без участия гражданина. <p ">Большое внимание министр М. Абызов уделил проведению независимой оценки социальных услуг. <p ">Семинар - совещание прошел с высоким организаторским уровнем. Организована экскурсия в Ленинский мемориальный комплекс. <p "> В Саратовской области по Постановлению Губернатора создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих государственные услуги. Совет приступил к выполнению поставленных перед ним задач. <p ">Пользуясь рамками данного информационного сообщения, предлагаю ознакомиться с экспертным сообщением информатора проекта «Грани»: подготовлены изменения в сфере организации независимой оценки организаций, оказывающих социальные услуги, которые последуют в связи с принятием законопроекта № 512328-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
Функции общественного совета по проведению независимой оценки качества работы социальных организаций, оказывающих социальные услуги (по решению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) могут быть возложены на существующие общественные советы при этих органах. Это позволяет максимально использовать общественных экспертов, собранных в общественный совет ведомства, однако в состав ведомственного общественного совета часто включены представители самого ведомства и руководители учреждений, что создает конфликт интересов при принятии решений общественного совета относительно перечня учреждений, критериев и утверждения рейтингов.
Проект ФЗ фактически закрепляет отраслевой принцип деятельности общественных советов. Но, например, в Пермском крае действует единый общественный совет (при вице-губернаторе по социальным вопросам) с рабочими группами в нем по отраслям, что может быть даже более эффективно для преодоления ведомственного сопротивления.
В части внесения изменений в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предложенным законопроектом установлены дискриминирующие нормы по составу совета. Вводится требование о формировании общественного совета по независимой оценке из членов организаций по защите прав пациентов и профсообществ. При этом общественный совет может состоять из более широкого круга некоммерческих организаций и экспертов, практика такова, что в настройке качества работы организаций здравоохранения эффективно принимают участие НКО с более широким кругом интересов (экспертные, ресурсные и т.д.).
Независимая оценка качества работы организаций проводится не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
<p ">Методиками предусматривается ежегодное проведение независимой оценки. Такое изменение означает, что независимая оценка может проводиться не по всем учреждениям сплошным исследованием и сравнением результатов (формированием рейтингов), а с определенной выборкой. Такой подход с одной стороны облегчает органам исполнительной власти региона поиск средств на проведение независимой оценки, с другой стороны не дает гражданам полной картины качества работы учреждений для принятия решения о выборе учреждения, а значит, не решает основной задачи проведения независимой оценки.
Координация работы и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, осуществляются Министерством труда и социальной защиты РФ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Это означает, что Министерство труда и социальной защиты РФ будет в дальнейшем заниматься методическим сопровождением настройки независимой системы оценки всех социальных учреждений, принимать решения в отношении порядка проведения независимой оценки.
Критерии оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания с участием общественных организаций и профессиональных сообществ (их представителей). С принятием данного федерального закона соответствующие изменения должны быть внесены и в методические рекомендации федеральных ведомств.
<p ">Законопроект не включает изменения законодательства в области физической культуры и спорта. Пока не ясно, исключены ли данные организации, оказывающие социальные услуги, из перечня обязательных для независимой оценки, при условии наличия методических рекомендаций Министерства спорта РФ. <p ">В любом случае данные изменения могут быть применены не ранее чем с 2015 года, в 2014 году, организуя независимую оценку, органы исполнительной власти руководствуются Постановлением Правительства РФ №286 и методическими рекомендациями федеральных ведомств. <p ">Общественный совет по проведению независимой оценки в Саратовской области продолжает следить за изменениями законодательства в области организации независимой системы оценки и будет продолжать информировать население области.