Председатель Общественной палаты Александр Ландо обратился к вице-Губернатору Саратовской области Денису Фадееву с предложением внести изменение в положение о порядке выделения субсидии НКО, связанных с реализацией общественно полезных (социальных) проектов. В частности, предлагается допускать к конкурсу лишь информационно открытые НКО. То есть НКО, которые через СМИ информируют граждан о ходе реализации своих социально ориентированных проектов, учитывая, что средства из областного бюджета выплачиваются им за уже выполненную работу.
Председатель Общественной палаты ссылается в своем письме, в частности, на анализ информационной открытости победителей областного конкурса общественно полезных (социальных) проектов среди социально ориентированных некоммерческих организаций Саратовской области в 2013 году, проведенный кафедрой экономической социологии, рекламы и связей с общественностью СГСЭУ РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках переговорной площадки «НКО: связи с общественностью и СМИ» Гражданского форума Саратовской области-2013. Указанное исследование показал, что большинство НКО, получивших субсидию из государственного бюджета, являются информационно закрытыми.
Было выяснено, что у большинства из 54 НКО, получивших средства из бюджета в 2013 году, нет своего информационного сайта или странички в социальных сетях для информирования через них общества о реализуемых ими своих социально ориентированных проектах, что крайне удивительно в условиях современного информационного общества.
Такая информационная закрытость означает, что общество заранее не знает, какие социально ориентированные проекты реализуются на территории области и, какие мероприятия проводятся в рамках социально ориентированных проектов НКО. Кроме того, общество должно знать на какие мероприятия были потрачены выделенные победителям конкурса средства. Считаю, что такое положение дела не способствует взаимопониманию между НКО, обществом и властью (распределителем бюджетных средств).
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что средства из областного бюджета выплачиваются победителям областного конкурса, как компенсация их расходов при реализации ими своих социально ориентированных проектов, Общественная палата Саратовской области предлагает дополнить часть V. «Участники конкурса» «Положения о порядке определения объема и предоставления субсидии на возмещение затрат социально ориентированным некоммерческим организациям, связанных с реализацией общественно полезных (социальных) проектов, в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» на 2013-2015 годы» новым пунктом 23.1, текст которого прилагается.
Кроме того, предлагается дополнить Список участников конкурса общественно полезных (социальных) проектов среди социально ориентированных некоммерческих организаций Саратовской области, публикуемый на официальном сайте Правительства Саратовской области в разделе «Гражданское общество», краткой аннотацией каждого проекта и о формах их реализации. Это даст возможность обществу иметь большую информацию о них и лучше понять логику предпочтений конкурсной комиссии при определении победителей.
Следует отметить, что такой практики придерживаются операторы, проводящие конкурсы проектов социально ориентированных проектов во многих субъектах РФ, а также на федеральном уровне.
Председатель Общественной палаты предлагает внести следующие изменения в пункт 23.1.
«23.1. Участник конкурса должен быть информационно открытым. Для этого он обязан:
иметь информационный сайт или быть зарегистрированным в одной или нескольких известных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook) с целью извещения граждан о начале и ходе реализации проекта;
опубликовать на своем сайте или страничке в социальной сети (социальных сетях), а также направлять извещение в Общественную палату Саратовской области (для размещения на ее официальном сайте) сообщение, о начале реализации своего проекта не позднее 30 дней после начала реализации проекта с указанием:
— названия организации-участника и названия проекта;
— места реализации проекта (названия муниципального района, города);
— названия партнеров (если таковые имеются);
— целевую группу (социальную группу, на которую ориентирован результат проекта);
— контакты участника проекта (организации): адрес, телефон, электронную почту, адрес сайта (социальной сети);
один раз в месяц через вышеназванные информационные источники информировать о ходе реализации проекта, в том числе о проведении его презентации.
Презентация проекта на других площадках не освобождает участника конкурса от выполнения вышеуказанных требований».