18 октября в Конгресс-Холле Поволжского института управления имени П.А. Столыпина состоялась переговорная площадка в рамках Гражданского форума Саратовской области на тему: «Власть и общество: вопросы взаимодействия в условиях открытого управления». Организаторами переговорной площадки выступили: Общественная палата Саратовской области, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (кафедра государственного и муниципального управления) и Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области».
Открывая мероприятие Александр Степанов выразил благодарность присутствующим и представил слово со-организатором мероприятия.
Заместитель директора Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Олег Фомин отметил важность данного разговора и сообщил, что в эти дни в Махачкале проходит конгресс русских общин. Там находится и директор института Д.Аяцков. По его словам, институт всегда с Общественной палатой очень тесно взаимодействует. «Это наши друзья, а некоторые ее представители также преподают у нас, — сказал он, — поэтому мы всегда рады вас видеть и дальше будем с вами так взаимодействовать».
Еще один со-организатор мероприятия – Министр по делам территориальных образований Людмила Жуковская также отметила важность и актуальность мероприятия.Она напомнила, что один из критериев оценки органов государственной власти и органов местного самоуправления -их открытость, который закреплен в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601. По ее словам, активное взаимодействие с гражданами — это вызов времени. «Как Министр и представитель Ассоциации муниципальных образований области, я реально вижу, что люди не получают такой информации, которую должны и могли бы получить от органов власти». Это, по ее словам, «порождает большое количество вопросов, на которые можно было ответить элементарно, если встречаться с людьми». Она также обратила внимание на необходимость использования современных средств коммуникации, в частности сайтов и видеоконференций.
«Граждане хотят больше понимать о правительстве, в управлении муниципалитетом, регионом, страной, хотят, что бы издержки на получение информации и услуг были минимальными, а качество их было высоко, что в свою очередь приводит к необходимости обеспечении понятности органов власти, прозрачности процедуры разработки и принятии открытого бюджета правительства и доступности услуг», — отметила Людмила Жуковская.
Преподаватель Поволжского института управления Владимир Шолдышев рассказал об особенностях работы открытого управления. По его словам, «Интенсивность информационных обменов в обществе требует также от системы государственного управления значительно большей открытости в целях повышения качества жизни населения, обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности страны».Он также напомнил об Указе Президента РФ № 601, в котором предусмотрен целый ряд показателей, касающихся открытости системы управления, доступности и качества представляемых государственных и муниципальных услуг, а также вовлечения граждан в обсуждение принятия решений. Он отметил, что «в ряде пилотных регионов созданы также проектные центры по реализации деятельности в области открытого государственного управления или отдельных его направлений, например, по отрытым данным, информационным технологиям, созданию новых функциональных центров».
Заместитель заведующего кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в управлении Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Игорь Волошин представил анализ интернет-ресурса Правительства Саратовской области. Он выделил некоторые положительные и отрицательные стороны данного Интернет-ресурса. По его словам, внешний вид сайта изменился, он стал более «приветливым», вместе с тем он остается в дальней половине, ниже той середины, которой, на самом деле, он мог бы занимать в поисковой системе.
Первый заместитель председателя комитета по информатизации Артем Зубков привел данные по субъектам РФ на предмет вовлеченности в реализацию проектов по публикации открытых данных. Открытые данные относятся в том числе и к порталу. На сегодняшний день, по его словам, всего четыре субъекта РФ имеют специализированные порталы по раскрытию открытых данных: Москва, Ульяновск, Пермь и Тула. Больше половины субъектов этой работой вообще никак не занимаются, то есть, они все находятся в красной зоне. Саратовская область относится к небольшому числу субъектов, где открытые данные публикуются в необходимом объеме, просто они публикуются не на специализированном портале, а в рамках официального портала правительства. Он отметил также, что в ноябре представители правительства области поедут в Ульяновск за опытом.
Относительно централизации пополнения сайта правительства, чиновник отметил, что этим,на его взгляд, во-первых, должно заниматься, Министерство информации и печати, а во-вторых, по его словам «нужно понимать, что должны быть соответствующие ресурсы, как человеческие, так и финансовые».
Комментируя слова замминистра, Александр Степанов уточнил, что речь идет не о той информации, которую распространяют СМИ, а об информации содержательной, управленческой и так далее.
«То, что мы себя сравниваем сейчас с Ульяновской областью или с Пензой, я не могу воспринимать это как нормально — они всегда к нам приезжали и учились; это моя личная оценка», — отметил член Общественной палаты.
Председатель Комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции Владимир Незнамов в своем выступлении выразил сожаление малочисленностью представителей власти для обсуждения такого серьезного вопроса, как взаимодействие между обществом и властью. «Я вижу здесь общество, власти не вижу (ко времени выступления общественника ушли некоторые представители органов власти. Прим. — ПС). У нас переговорная площадка власти и общества, а власти нет, к ним хотел бы обратиться с вопросами», — сказал общественник. Он также отметил, что когда общественники встречаются с гражданами, то слышат очень много обидных слов в адрес власти, возражений, и,«когда пытаемся вступить в диалог с властью, в ответ, кроме амбиций и уверенности в правильности своего поведения они ничего не делают. А потом, когда случаются такие ситуации как в Пугачеве, нам говорят: «где были общественники?». «Власть нас слушает, но не слышит», — заключил В. Незнамов. По его словам, раньше, любая публикация в газете являлась мощным оружием для некомпетентного чиновника, а правоохранительные органы, после такой публикации,бросались проверять, либо находили подтверждение, либо давали опровержение. А сейчас любая статья, в которой поднимаются такие факты, игнорируется и никто на неё не реагирует.Получается, что мы проводим, эти замечательные форумы, слушаем слова, высказывания собственного мнения, и, как в анекдоте– «А Васька слушает, да ест». По его мнению, Общественная палата должна быть наделена правом выносить предупреждения нерадивым чиновникам, которые не реагируют на решения Общественной палаты.
Председатель Комиссии по поддержке СМИ как основы гражданского общества Дмитрий Чернышевский отметил, что«общение с гражданским обществом, экспертным сообществом, информационной открытости власти в процессе принятия решений, прежде всего, нужна самой власти». По его словам, сегодня в обществе происходит настолько сложный процесс, что «закостенение» в рамках закрытого пространства принятия решения, очень быстро за несколько лет доводит до управленческого маразма».
Как отметил ректор Саратовского технического университета Игорь Плеве, он является экспертом по образованию в открытом правительстве, но «я перестал уже туда что-либо направлять, потому что смысла нет, потому что видишь, что экспертная группа работает в одном направлении, а решения принимаются в другом направлении».По его мнению, открытость правительства и органов власти должна быть четко регламентирована.«Если мы этого не будем иметь, это «Открытое правительство» — чистой воды популизм».
Вопрос наполняемости сайта правительства области, ректор вуза предложил решить единственным способом: «принять регламент, который будет обязывать все министерства правительства области выставлять периодично всю информацию о своей деятельности».
Заместитель ректора Саратовского социально-экономического университета Светлана Седова рассказала об исследовании, которое проводило вуз. Оно было направлено на выявление востребованости, открытости и доступности официальной информации. «Население в целом имеет самое негативное представление о деятельности правительства, то есть это ниже среднего», — отметила она.Граждан больше всего (80% опрошенных) интересует «какие вопросы стоят в повестке дня, и, каким образов правительство собирается решать их».
О том, что они практически ничего не знают о деятельности правительства говорит 38%опрошенных. То, что информация предоставляется в неполной мере,отметило 30 %опрошенных. «Это показатели, которые утверждают, что заинтересованность есть и понимание того, что им дают на сайтах тоже есть», — отметила С. Седова.
По словам советника министра экономического развития и инвестиционной политики области Сергея Каргальского, открытое правительство, это не просто сайты, или тотальный контроль за деятельностью чиновников. «Открытое правительство- это диалог в процессе которого, решение власти подвергается экспертизе гражданского общества, на предмет его эффективности, соответствующим образом корректируется или не корректируется, внедряется и так далее».Он сообщил, что накануне было подписано постановление Правительства Саратовской области о регулировании вопросов оценки проектов, нормативных актов, разрабатываемых органами исполнительной власти области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
В заключении член Общественной палаты Александр Джашитов высказал сожаление о том, что пока не удается вести нормальный диалог между властью и обществом. В частности, по его словам, власть уделяет мало внимания развитию местного самоуправления, все местное самоуправление сводится к деятельности органов местного самоуправления. «В понятие местного самоуправления входит также форма непосредственного участия населения в управлении путем участия в местных референдумах, собраниях, конференциях, опросах граждан, и, что очень важно — территориальное местное самоуправление».
«Сегодня нам не нужно противопоставлять власть и общество, — сказал общественник и добавил, — это две взаимосвязанные вещи, но, тем не менее, находясь здесь сегодня, я понимаю, что, наверное, объективно это противопоставление идет, прежде всего, от власти. Мы находимся сейчас на таком этапе, что без этого взаимодействия, можно сказать, не выживем».
Участники переговорной площадки приняли резолюцию, адресованную институтам гражданского общества, советам муниципальных образований, органам государственной власти и местного самого самоуправления, Правительству Саратовской области, а также отдельным министерствам области и учебным заведениям. Красной нитью во всех обращениях проходило желание способствовать развитию взаимодействия власти и общества на основе партнерства.
Тем временем
Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ) и Общественная палата РФ подготовили законопроект “Об основах общественного контроля”, который наделит правозащитников и инициативные группы граждан правом контролировать эффективность деятельности госорганов. Представители власти будут обязаны отчитываться перед общественностью о своей работе. Закон предусматривает обязательную общественную экспертизу любого значимого документа. Предполагается, что законопроект попадет на рассмотрение в Госдуму еще до конца осенней сессии, сообщает газета “Коммерсант”.
В начале сентября на встрече с членами СПЧ президент Владимир Путин одобрил законопроект и распорядился внести его в нижнюю палату парламента до марта 2014 года.
Согласно документу, контролировать работу власти смогут федеральная или региональные общественные палаты, общественные советы при госорганах, общественные наблюдательные комиссии за местами принудительного содержания, профсоюзы, попечительские советы при госучреждениях. Представители этих организаций получат право участвовать в ежегодном отчете правительства о результатах работы, выявлять наказывать коррупционеров вместе с правоохранительными органами и судами.
Росимущество оценит активность членов советов директоров госкомпаний
Если законодательная норма будет принята, правозащитники смогут проводить общественный мониторинг, общественные экспертизы, общественные слушания и общественные проверки-расследования. Документ обязывает чиновников рассматривать переданные общественными организациями документы по итогам проверок и информировать их о своей работе. Нарушителей законодательства об общественном контроле будут наказывать “в соответствии с законодательством” РФ. Как рассказал “Коммерсанту” глава СПЧ Михаил Федотов, за деятельностью контролеров можно будет следить на специальном интернет-портале.
В настоящее время общественно значимые инициативы обсуждаются на площадке “Открытого правительства”. По словам куратора проекта Михаила Абызова, новый закон не только не противоречит работе “Открытого правительства”, но и, напротив, полностью поддерживает и помогает ей. В то же время эксперты разделились во мнениях по поводу эффективности этого законопроекта — одни отмечают, что инструменты контроля за властью в России в принципе не работают, другие считают инициативу полезной.