27 ноября в рамках Гражданского форума на дискуссию в формате «круглого стола» по теме «Роль авиационной и космической отрасли в судьбе региона и страны – в прошлом, настоящем и будущем» в Общественную палату Саратовской области приехали как новые участники, так и те, кто в прошлом году активно поработали на аналогичной площадке по теме авиационно-космического потенциала региона. Предварительное знакомство позволило в ходе общения быстрее переходить к сотрудничеству и взаимопониманию, хотя и жаркие споры тоже имели место.
Инициатором и ведущей данной площадки форума стала заместитель председателя комиссии по патриотизму, добровольчеству и делам ветеранов Общественной палаты Саратовкой области – Ольга Мотева, которая выразила огромную благодарность всем откликнувшимся и собравшимся. С приветственным словом выступил председатель Общественной палаты Борис Шинчук, который, как оказалось, «удачно зашёл» на мероприятие, поскольку получил благодарность ДОСААФ России, которую вручил председатель ДОСААФ России по Саратовской области, член Общественной палаты Саратовской области Сергей Щукин. В ходе «круглого стола» директором аэроклуба Евгением Алексеевым и председателем ДОСААФ России по Саратовской области, членом Общественной палаты Саратовской области Сергеем Щукиным был сделан отчёт с презентацией о проделанной работе по части подготовки для вооружённых сил, военно-патриотического воспитания, авиационных прикладных видов спорта. Благодаря поддержке Вячеслава Володина, материально-техническая база аэродрома в Дубках заметно улучшается и в скором времени здесь будут готовить лётчиков по нормам государственной авиации, а затем и пилотов частной авиации. Реализуемых проектов у аэроклуба довольно много, и нашим СМИ можно и нужно о них чаще и больше рассказывать.
Авиаторы в свою очередь пообещали проработать вопрос расширения аудитории, которой будут адресованы в дальнейшем авиаслёты и прочие мероприятия. Евгений Алексеев подробно остановился на том, что, не смотря на некоторые сложности нынешнего времени, мальчишки и девчонки могут продолжать занятия парашютным спортом, и в этом году 2,5 тысячи человеко-прыжков выполнено. Важно, что специалисты Росгвардии имеют возможность воспользоваться аэродромом для своих целей. Специальный отряд космонавтов вместе с инструкторским составом был также принят аэроклубом, который организовал для них памятный прыжок на место приземления Гагарина. Эта идея так понравилась центру подготовки космонавтов, что теперь всем космонавтам, проходящим специальную парашютную подготовку, когда они выходят на самостоятельные прыжки на парашюте типа «Крыло», предложено обязательно поработать на Парк покорителей космоса, на место приземления Юрия Алексеевича. «Таким образом, мы постарались связать три организации, относящиеся к Ю.А Гагарину: центр космонавтики, Парк покорителей космоса и аэроклуб, где Юрий Алексеевич встал на крыло», - сказал Евгений Алексеев. Помимо этого, аэроклуб сотрудничает с испытательными центрами, помогая армии и приближая победу. Соревнования по парашютному спорту и точности приземления собирают в аэроклубе десятки спортсменов разного уровня из других регионов России. С учётом того, что Саратовская область является достаточно ветреной территорией, она является весьма привлекательной для тех, кто участвует в подготовке к чемпионатам всероссийского и международного уровня. Кроме этого, здесь молодёжь имеет возможность заниматься техническими видами спорта, связанными с мотоциклами и автомобилями. Растёт поток школьных экскурсионных программ в аэроклуб.
Модератором встречи Ольгой Мотевой по итогам её посещений таких форумов как «Армия», «Космическая интеграция», «Россия» и других, был сделан вывод, что в сравнении с другими регионами Саратовская область, мягко говоря, достаточно скромно позиционирует свои достижения, а это, в свою очередь усиливает кадровый голод в нашем авиапроме. Евгений Алексеев по этому поводу отметил, что, к примеру, для выявления тех, кто может в будущем работать в авиации, можно посмотреть на опыт Самарского аэроклуба ДОСААФ. Там областью была сделана программа по финансированию начальной лётной подготовки по нормам государственной авиации, по которым, в дальнейшем, все аэроклубы могут готовить молодёжь. Юноша или девушка там, заканчивая школу, уже может иметь налёт - порядка 50 часов. И при поступлении, например, в военное учебное заведение, это уже является огромным бонусом. То есть молодой человек, имеющий опыт начальной лётной подготовки, это уже для страны тот самый потенциальный элемент самого дорогого, что может быть в любом летательном аппарате – то есть лётчик. В последствии на эту тему живо откликнулся, кстати, Артём Краснобаев, который уже второй раз принимает участие в «круглом столе» авиационно-космической тематики и на сегодняшний день является студентом факультета приборостроения Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина. Он особенно просил сделать аналогичную программу в области, а также выразил надежду, что в Саратове будут созданы новые предприятия, чтобы молодёжь не стремилась уехать работать в другие регионы по окончании вуза.
В прошлом году в резолюцию по итогам Гражданского форума были включены пожелания по развитию нашего регионального авиапрома. И в этом году большим поводом для оптимизма стало обращение губернатора Саратовской области Романа Бусаргина к Президенту РФ Владимиру Путину о том, чтобы в регионе был создан Федеральный центр авиационных беспилотных систем. На эту тему участников «круглого стола» проинформировал первый заместитель министра промышленности и энергетики Саратовской области Александр Изтлеуов: «Что касается производства у нас беспилотников - уже сформирована рабочая группа, в неё, в том числе, входят и уважаемые представители ДОСААФ. В регион были направлены методические рекомендации по созданию научно-производственного центра и по открытию неба, нормативный акт уже сделан. Что касается участия Саратовской области в реализации национального проекта, то национальный проект разработан и его стратегия до нас доведена. Сейчас разрабатывается комплекс документов по созданию научно-производственных центров в регионах. У нас достаточно широкие компетенции и в авиастроении, и в самолётостроении, и в космической отрасли. В производстве комплектующих, в приборостроении у нас более двадцати предприятий области принимают участие. Это те, кто непосредственно делают датчики, элементы управления полётом, приводные механизмы, навигацию, те, кто участвуют в комплектации сборочных производств в самолётостроении. И отдельно у нас есть космическая тематика, есть предприятия, которые входят в перечень предприятий УПК Федерального Минпромторга, имеют государственный заказ и производят востребованную продукцию. Но информация по их деятельности весьма ограничена, хотя ряд саратовских предприятий входят в вертикально-интегрированные структуры, которые представляют свою продукцию на том же форуме «Армия».»
В полемику с представителем министерства активно включились представители старшего поколения активист авиационного ветеранского движения Александр Бернадский и авиаконструктор Георгий Дорфман, которые высказали свои пожелания относительно увеличения активности области в авиастроении. Представитель Минпрома в итоге выразил готовность взаимодействовать по самым разнообразным вопросам.
Отдельно по части сохранения исторического авианаследия и просвещения молодёжи был разговор Александра Бернадского с директором по стратегическим коммуникациям аэровокзального комплекса международного аэропорта «Гагарин» Константином Романовским. Ранее Ольга Мотева отметила не только работу аэропорта на весьма достойном уровне, но и просветительскую миссию, которую взяли на себя сотрудники комплекса. В частности, большой интерес у молодёжи вызвал второй в истории воздушной гавани официальный споттинг, где любителям авиационной фотографии, приехавшим из разных городов России, был посвящён целый день.
По развитию детского авиамоделизма с особой болью высказался Георгий Дорфман. А по проблеме обеспечения помещениями авиамоделистов представителем Областной думы Игорем Фоминым были сделаны предложения.
Обращено было внимание модератора и на то, что военная авиация региона заслуживает гораздо большего уважительного отношения со стороны гражданского общества. К сожалению, у нас порой даже забывают поздравить с профессиональным праздником военлётов. А ведь они порой отдают свои жизни за сохранение мирного неба над нами. Кстати, в скором времени наша Дальняя авиация будет праздновать 110 лет с момента основания, и важно достойно отметить эту дату наших дальников. В конце встречи участниками «круглого стола» была поддержана идея о возрождении шефства предприятий городов над авиабазами, воинскими частями.
Поднятые на данной площадке Гражданского форума вопросы и прозвучавшие предложения будут внесены в итоговую резолюцию.
Фото с мероприятия здесь: https://vk.com/omoteva?w=wall169567008_4184