Выполнение обязательных требований законодательства при реализации программ подготовки водителей обсудили 20 октября на заседании комиссии по транспорту и дорожной инфраструктуре Общественной палаты Саратовской области.
В заседании приняли участие представители министерства образования области, Управления Роспотребнадзора и Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, областной прокуратуры, УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, а также представители автошкол.
Открыл заседание председатель комиссии Антон Синицын. Он отметил, что практически 90 процентов дорожно-транспортных происшествий (в числе которых и ДТП с летальным исходом) случается из-за нарушения правил дорожного движения.
«Одной из причин высокой смертности называют плохую подготовку водителей в автошколах, ведь 80 процентов знаний и умений приобретаются в автошколе. Именно в автошколе формируется осознанность ответственности водителя на дороге», - подчеркнул Антон Синицын.
Для нашей области это очень важный вопрос, поскольку статистика региона не утешительна. В связи с этим на заседании комиссии было предложено обсудить проблемы, возникающие в процессе подготовки водителей транспортных средств, и выработать возможные пути их решения.
Кирилл Кабанков – инспектор по особым поручениям отделения по контролю за регистрационно-экзаменационной деятельностью отдела технического надзора и контроля за регистрационно-экзаменационной деятельностью УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области также отметил, что несоблюдение правил дорожного движения – основная причина ДТП. Ознакомил участников заседания со статистикой дорожно-транспортных происшествий и основными причинами, по которым они происходят. Отметил, что только 7% кандидатов в водители сдают практический экзамен на право получения водительского удостоверения с первого раза, что говорит о слабой подготовке кандидатов.
О требованиях законодательства к реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств и к заключению договоров на оказание платных образовательных услуг напомнил заместитель министра образования Саратовской области – председатель комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования Алексей Федоров. Отвечая на вопрос об ответственности за нарушение установленных требований, заместитель министра обратил внимание, что несмотря на введенный мораторий на проверки, министерством могут проводиться профилактические мероприятия и внеплановые проверки по согласованию с прокуратурой.
Докладывая о мерах прокурорского реагирования на нарушения в рассматриваемой сфере, заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Иван Гусев отметил, что законодательством определены требования к автошколам, которые должны все выполнять. Сделал акцент на том, что, несмотря на мораторий, внеплановые проверки могут проводиться, а также предложил направления совместной работы с министерством образования и общественностью в целях решения проблем, связанных с осуществлением автошколами своей деятельности.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Ирина Данилова обратила внимание на то, что гражданам, проходящим обучение в автошколе, важно знать свои права и инструменты для их защиты.
Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Александр Борзов рассказал об общих принципах налогообложения автошкол и ответил на интересующие представителей автошкол вопросы.
В ходе заседания представители автошкол озвучили проблемы, с которыми они сталкиваются, общественники, в свою очередь, довели до сведения участников заседания проблемные аспекты, выявленные в результате обращений граждан.
Член Общественной палаты области, Председатель ДОСААФ России по Саратовской области Сергей Щукин отметил, что рынок образовательных услуг в сфере обучения водителей захлестнула волна недобросовестной конкуренции и ценового демпинга. «Не может обучение водителей категории «В» стоить 7900 рублей. По программе мы должны дать 134 часа теории и 56 часов вождения. Себестоимость обучения при реализации программы в полном объеме 35-37 тыс. рублей. Полная стоимость обучения должна указываться в договоре, и не может быть никаких отдельных оплат наличными средствами за вождению или ГСМ инструктору, либо индивидуальному предпринимателю. Недобросовестная конкуренция наносит ущерб качеству обучения и повышает риск аварийности на дорогах, государство не получает налоги».
Председатель регионального отделения ВОА Дмитрий Зиновьев поддержал мнение и отметил, что в разы сократить стоимость обучения можно только за счёт сокращения практической подготовки, поэтому страдает качество подготовки и снижается уровень безопасности на дорогах.
Член Общественной палаты области Игорь Мещеряков высказал возмущение тем, что есть автошколы, которые не выполняют требования законодательства. Отметил, что только при выполнении всех требований при реализации программ профессиональной подготовки водителей можно обеспечить качественную подготовку водителей и, тем самым, обеспечить безопасность дорожного движения. Необходимо наводить порядок, вводить общественный контроль. При выявлении нарушений требований законодательства передавать материалы такого контроля в контрольно-надзорные органы для принятия мер.
Член Общественной палаты области Валерий Баглай отметил, что автошкола, по сути, не несет никакой ответственности за качество предоставляемого обучения. «Мы, конечно, обеспокоены таким состоянием дел и считаем, что не должны оставаться в стороне. Предлагаю создать рабочую группу для осуществления общественного контроль за деятельностью автошкол с целью повышения качества подготовки и обеспечения безопасности дорожного движения».
Подводя итоги, председатель комиссии поблагодарил всех за активное участие и проинформировал, что предложения, высказанные в ходе работы комиссии, будут учтены в дальнейшей работе.