23 июля члены Совета Общественной палаты и ее Комиссии по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям по предложению администрации Балаковской АЭС повели свое очередное заседание на территории станции. Тема заседания была посвящена проблеме, которая постоянно, особенно в последнее время, обсуждается в СМИ: это реализуемая программа повышения мощности энегоблоков АЭС до 104% от номинального уровня и планируемая продувка охлаждающего их водоема.
Заседание, получившее название «День Общественной палаты Саратовской области на Балаковской АЭС», прошло в виде круглого стола, в котором кроме представителей Общественной палаты и администрации АЭС, приняли участие также представители правительства области, Саратовской областной Думы, Балаковского муниципального образования, научных и проектных организаций, надзорных и контрольных органов, общественности.
Открывая заседание, Александр Ландо подчеркнул: «Наша сегодняшняя встреча проведена по инициативе и приглашению директора Балаковской АЭС, а это значит, что атомщики не менее заинтересованы снять острые вопросы и предоставить нам достоверную информацию». Подтверждением его словам стала программа, которую подготовили на Балаковской АЭС.
Доклад директора Балаковской атомной станции Виталия Игнатова, например, касался основных показателей работы станции, которая является самой мощной среди десяти атомных станций России. Производимая ей электроэнергия (ежегодно более 30 млн. кВт.ч) поставляется на единый энергетический рынок России. При этом, себестоимость производимой на Балаковской АЭС электроэнергии ниже себестоимости на остальных АЭС страны. В 2011 году станция сертифицирована по требованиям международного стандарта OHSAS (МАГАТЭ). В настоящее время на Балаковской АЭС работает почти четыре тысячи человек. Средняя заработная плата — более 53 тысяч рублей.
Заместитель главного инженера по радиационной защите Николай Цветков в своем выступлении коснулся вопросу мониторинга радиационного состояния водоема-охладителя станции. По его словам, радиационный контроль водоема-охладителя осуществляется персоналом лаборатории контроля внешней радиационной безопасности в соответствии с утвержденным регламентом радиационного контроля. Он назвал семь видов измерений, четыре из которых проводится ежемесячно, один — ежеквартально, а два — ежегодно.
Реализации мероприятий по повышению мощности энергоблоков Балаковской АЭС до 104% от номинальной было посвящено выступление заместителя главного инженера по безопасности Юрия Рыжкова. Он отметил, что повышение установленной мощности действующих энергоблоков является мировой практикой, и Балаковская АЭС в этом вопросе не первопроходец. Для этой цели на станции постоянно проводятся модернизация систем и узлов.
Представитель Научно-исследовательского института «РусГидро» из Санкт-Петербурга рассказал об особенностях конструируемой системы продувки водоема-охладителя в Волгу. В 2009 году по итогам конкурсного отбора с этой организацией заключен договор по определению вариантов проектных решений. В настоящее время проект, подготовленный этой организацией проходит государственную экологическую экспертизу.
Были затронуты также вопросы охраны труда и здоровья работников станции. Правда выступавшая во время прений представитель экологической организации Балаково Анна Виноградова назвала данные, приведенные в докладах представителей АЭС, «убаюкиванием общественности». По ее словам, все данные выверены для того, чтобы они понравились слушателям. На самом деле, ситуация выглядит совсем по-другому. Она заострила внимание, в частности, на данные об онкобольных, которые озвучила заведующая цеховым терапевтическим отделением балаковского санитано-медицинского центра Ирина Долгова. Она отметила, в частности, что среди районов области, которые лидируют по количеству онкобольных, г. Балаково не значится. Усомнился в словах Виноградовой и Александр Ландо: «Я не соглашусь с Анной Михайловной, которая винит Балаковскую АЭС во всех проблемах. Считаю, что для Саратова гораздо больше экологического вреда от сбросной трубы, по которой под саратовский мост поступают стоки из Глебучева оврага. А ведь там купаются наши дети».
В ходе развернувшийся дискуссии, Александр Ландо озвучил данные Ростехнадзора, согласно которым «к АЭС есть серьезные замечания» (в том числе, по безопасности гидротехнических сооружений). Он, в частности, поинтересовался, есть ли на атомной станции пресловутый «человеческий фактор», а также предложил организовать на берегу водоема-охладителя пляж.
По этому поводу директор станции Виктор Игнатов сказал, что пруд не подходит под место для купания по техническим параметрам, и вообще там купаться запрещено. По поводу «человеческого фактора» другой представитель станции пояснил, что принцип устройства предприятия таков, чтобы максимально исключить его действие; для этого, в частности, проводятся многочисленные тренинги и обучение.
Вопрос члена Общественной палаты Евгения Лузановского касался проблемы эвакуации граждан, в случае нештатной ситуации и вопроса информирования граждан. Он попросил рассказать о том, почему появляются «информационные бомбы» о ЧП на атомной станции (что имело место несколько лет назад и привело к панике среди населения). Директор АЭС В.Игнатов сказал, что «по своей сети» атомщики все данные давали. Но она не дошла своевременно до населения. В результате ложной информации возникла паника. «Тогда Сергей Кириенко, в то время представитель Президента РФ в ПФО специально приехал в Балаково и прямо в одном из блоков АЭС рассказал журналистам об отсутствии аварии», добавил А. Ландо. Он заявил также, что менеджмент АЭС и власть «не сработали в то время». По его словам, руководство станции и области должны были через телевизионный экран сообщить жителям региона о том, что «мы официально сообщаем, что на станции нет аварии». «Я в то время не был директором», — заметил нынешний директор АЭС В. Игнатов.
Что же касается вопроса «скачков» минерализации воды в пруду-охладителе, о чем также был задан вопрос, представитель администрации АЭС ответил, что они связаны с качеством воды в реке Березка, откуда поступает вода в пруд.
Предвещая свой вопрос, Наталия Королькова призвала директора АЭС спокойно воспринимать слова общественников. Она, в частности, высказала сомнение по поводу «безупречных» цифр, в том числе о качестве воды в пруде-охладителе. «У меня не вызывают доверие в частности, цифры о том, что качество воды в пруду-охладителе несколько раз выше, чем в Волге. И 104% мощности напрягают», — сказала она. На это директор станции заявил, что результаты работы станции и уровень нормы безопасности подтверждены сертификатами, в том числе МАГАТЭ, которые за деньги не купишь.
Проблему мотивации для жителей Саратовской области затронул в своем вопросе член Общественной палаты Владимир Незнамов. По его мнению у жителей области должна быть четкая мотивация для поддержки планов руководства АЭС. Другими словами, электроэнергия, которая производится на территории Саратовской области, должна стоить дешевле для жителей области, которые, по сути дела, живут в зоне риска, но безопасность граждан, должна быть превыше всего.
Александр Ландо поддержал мнение своего коллеги. По его словам, жители области и, в частности, Балакова, несут моральные и физические издержки от соседства со станцией, которая вырабатывает самую дешевую электроэнергию. Со своей стороны депутат облдумы Александр Стрелюхин предложил предприятию более активно заниматься реализацией социальных проектов и заявил о готовности регионального парламента выйти с законодательной инициативой на федеральном уровне о введении преференций жителям «атомного региона».
Член Общественной палаты Юрий Виткин поинтересовался, как атомщики готовят население к предстоящему сбросу воды из пруда-охладителя в Волгу. «Мы представляли здесь материалы надзорных ведомств и переработаем их в доступную форму. Просто так это не дастся. Мы будем разъяснять, что это займет три года и осуществится постепенно», — сказал В.Игнатов.
Председатель комиссии по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям Общественной палаты Андрей Крупин развил тему участия общественников в обсуждении проблемы. Он отметил, что в общественную палату поступает много обращений, в которых, наоборот, люди возмущаются, что в таких слушаниях они не участвуют, или, когда участвуют, им не дают слово. Он еще раз подчеркнул, что к указанным слушаниям никогда не привлекались и представители Общественной палаты области. По его словам, отсутствие такого диалога и порождает слухи.
Член Общественной палаты Дмитрий Чернышевский обратил внимание на некоторые недочеты в работе службы по взаимодействию с общественностью. Как аналитик, он выделил несколько важных моментов для разговора с гражданами. По его словам, люди должны знать, что в условиях нынешней минерализации воды в пруду-охладителе наносится определенный урон системе безопасности АЭС. В создавшихся условиях смена воды в пруду жизненно необходима. При этом, люди должны знать почему нужно именно продувание пруда, а не другие методы. И, самое главное, объясняться же должно не с точки зрения экономической выгоды для Росатома, безопасность граждан. «Сегодняшнее объяснение того, что другие методы более дорогостоящие, просто раздражает людей», — заметил общественник.
Проблемы сочетания рентабельности и безопасности касалось замечание члена Общественной палаты Ильи Ильюхина. А член Общественной палаты Александр Степанов обратил внимание участников заседания, что Балаковская АЭС как структурное подразделение Росатома принимает свои решения по согласованию с вышестоящей организацией. Он предложил сформулировать предложения Общественной палаты и направить их в Росатом, отметив при этом эффективность взаимодействия администрации Балаковской АЭС с Общественной палатой области.
В ходе визита на Балаковскую АЭС общественники получили также возможность побывать на действующем энергоблоке № 2, на блочном щите управления энергоблоком, где они могли увидеть, как управляется технологически сложный объект. Показательной стала экскурсия на водоем-охладитель, где гости станции смогли принять личное участие в отборе и анализе проб воды. Тут же – в передвижной лаборатории радиационного контроля – был проведен сравнительный контроль по радионуклиидному составу отобранного образца с образцом питьевой воды. Оба результата соответствовали требованиям Санитарных правил и норм к питьевой воде. И, тем не менее, представители Общественной палаты один из образцов, отобранных в водоеме-охладителе воды, взяли с собой, чтобы провести собственный анализ и сопоставить его результаты с результатами, полученными в пруду-охладителе на Балаковской АЭС.
Позитивно оценил выездное заседание на Балаковской АЭС председатель комиссии по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям Общественной палаты Андрей Крупин, который стал инициатором обсуждения проектов: «На все интересующие вопросы со стороны атомщиков мы получили убедительные ответы. Сегодня Балаковская АЭС показала и доказала свою открытость. Я бы хотел, чтобы и в дальнейшем этот диалог продолжался. Совместно мы можем решить многие вопросы и многие задачи».
«Надо подчеркнуть, что администрация города Балаково и Балаковского района не дорабатывает с населением, — заметил А.Крупин. — Органы власти должны более активно включаться в совместную работу. Это общие проблемы, общие вопросы, которые нужно совместно решать и доводить до населения. Об этом говорит и Губернатор области – побольше общайтесь с людьми, с народом, узнавайте, чем живет народ и т.д., и не надо доводить ситуацию до критической точки. По поводу продувки пруда-охладителя у меня есть однозначное мнение: она должна быть, чтобы нормально функционировала Балаковская АЭС. Единственный вопрос, как это должно проводиться. Документы отправлены на государственную экспертизу и будут изучаться в органе государственного регулирования. Результаты этой экспертизы ожидаются в четвертом квартале текущего года».