28 сентября в Общественной палате Саратовской области комиссия по транспорту и дорожной инфраструктуре провела заседание на тему: «О взаимодействии органов исполнительной власти и сервиса аренды средств индивидуальной мобильности на территории Саратовской области в целях создания безопасных условий для пользователей СИМ и пешеходов».
Открыл заседание председатель комиссии Антон Синицын. Он отметил, что в регионе возросло количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Председатель комиссии подчеркнул, что электросамокатчики рискуют не только своей жизнью, но и жизнью пассажиров, которых незаконно ставят на подножку впереди себя. Это привело к тому, что многие стали требовать запрета электросамокатов.
«Запретить что-либо проще всего, но это не выход из ситуации. Поэтому нужно не запрещать, нужно создать инфраструктуру, необходимую для создания безопасных условий для пользователей СИМ и пешеходов», - считает Антон Синицын.
Ужесточение правил дорожного движения для электросамокатов не снизило интереса пользователей к ним: с началом сезона проката спрос на кикшеринг вырос по сравнению с прошлым годом во всех регионах.
На заседании было предложено обсудить, с какими результатами мы подходим к завершению «сезона электросамокатчиков». Что было сделано за этот период для безопасности самокатчиков и пешеходов и что еще необходимо сделать.
Со статистикой и причинами дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности участников заседания ознакомил старший инспектор отдела дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Саратову Сергей Лысенко. Он сообщил, что за истекший период 2023 года на территории Саратова зарегистрировано 21 дорожно-транспортное происшествие с участием СИМ. Было зафиксировано 948 административных правонарушений.
Причиной является несоблюдение правил дорожного движения: более одного человека на самокате, выезд на дорогу, пересечение пешеходного перехода, не спешиваясь, управление средством индивидуальной мобильности в состоянии алкогольного опьянения.
В выступлении Сергея Сизова – консультанта отдела организации медицинской помощи взрослому населению министерства здравоохранения области прозвучала статистика травмирования при падении со средств индивидуальной мобильности и травм пешеходов при наезде на них СИМ.
Согласно представленной информации, в 2022 году поступило 151 обращение, среди пострадавших 81 несовершеннолетний. Из общего количества – 16 пешеходов.
За прошедший период 2023 года поступило 216 обращений: 94 несовершеннолетних пострадавших, пешеходов – 40. Таким образом, отмечается «неутешительная положительная динамика».
Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Андрей Лукьянов отметил, что проблемы, связанные с использованием СИМ, действительно есть. Согласно федеральной статистике в 2022 году 941 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По мнению замминистра, изменения, произошедшие в законодательстве в части правил дорожного движения для данных транспортных средств, должны дать некое снижение. Он также упомянул профилактические мероприятия, проводимые министерством совместно с администрацией.
Однако, отметил Андрей Лукьянов, большинство ДТП совершено по вине самих водителей. «Пока не будет культуры вождения – в корне ситуация не изменится». Нужно делать упор на профилактику, чтобы люди понимали свою ответственность при использовании СИМ.
Игорь Поздникин – и.о. председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Саратова также отметил, что изменения, внесенные в ПДД, являются хорошим правовым инструментом регулирования использования СИМ. Тем не менее, ряд вопросов остается открытым. Например, вопрос регулирования скорости движения электросамокатов.
И.о. председателя комитета сообщил, что на заседании специальной комиссии в мэрии был рассмотрен вопрос регулирования движения электросамокатов по дорожно-уличной сети города. Так, по ряду участков движение будет запрещено. По другим участкам будет разграничение движения пешеходов и электросамокатов.
Открытым также остается вопрос со средствами индивидуальной мобильности, находящимися в частной собственности. Ведь к ним нельзя применить ограничение скорости через программное обеспечение, как это делается в сервисах аренды СИМ.
Представители кикшеринговых компаний на вопрос о том, какие меры безопасности предпринимаются сервисами, отметили пользовательское соглашение, обучающие ролики. Также, по их словам, электросамокаты, предоставляемые кикшерингами, имеют ограничение по скорости до 25 км/час, а арендовать можно только технически исправное транспортное средство.
Было высказано мнение, что введение возрастного ограничения пользования СИМ способствовало снижению детского травматизма.
О работе по профилактике травматизма детей и молодежи при использовании средств индивидуальной мобильности рассказала Ольга Солохина – консультант отдела развития общего и дополнительного образования министерства образования области. Она отметила, что все образовательные организации области осуществляют деятельность по профилактике детского травматизма. В настоящее время упор сделан именно в направлении профилактики травматизма, связанного с использованием СИМ. Также сотрудник министерства образования обратила внимание на необходимость работы с родителями в этом направлении.
В завершении председатель комиссии выразил надежду на то, что городские власти уже к следующему сезону подготовят необходимые нормативные документы, по которым будут взаимодействовать с кикшеринговыми компаниями, и будут работать над созданием безопасных условий как для пользователей СИМ, так и для пешеходов.