Вопрос, который был обсужден на очередном заседании Комиссии Общественной палаты по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям (председатель – А.И. Крупин) звучал так: «О продувке пруда-охладителя на Балаковской АЭС». Сегодня об этой проблеме пишут областные СМИ. С соответствующим вопросом в Общественную палату обращаются и граждане. Даже один из радиослушателей попытался узнать мнение по этому поводу председателя Общественной палаты Александра Ландо в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Саратове», что и стало, по словам Андрея Крупина, поводом для обстоятельного разговора в рамках руководимой им Комиссии.
Общественники решили из первых уст узнать о проблеме, которая волнует общество. На заседание Комиссии были приглашены эксперты: заведующий кафедрой гидрогеологии и кафедры экологии геологического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского Юрий Ваньшин и Виталий Еремин, ведущий научный сотрудник НИИ озерного и речного хозяйства Владимир Ермолин, старший помощник прокурора природоохранной прокуратуры по Саратовской области Максим Гречаники другие. В заседании приняла участие также председатель Балаковского отделения «Всероссийского общества охраны природы» Наталия Руденко. В Общественной палате ждали также представителя Балаковской АЭС, но приглашение было проигнорировано.
Это еще раз показало, что слухи об информационной закрытости администрации АЭС имеют под собой серьезные основания.
Как отметил Андрей Крупин, никто из собравшихся на заседание Комиссии не является противником функционирования Балаковской АЭС, но все хотят, чтобы развитие станции происходило открыто и без риска для безопасности людей и окружающей среды.
Сегодня, к сожалению, у большинства жителей г. Балаково и Саратовской области нет такой уверенности. Причина – информационная закрытость администрации АЭС. Любопытно, что, с одной стороны, администрация станции создала и оснастила информационный центр, проводит ежегодно даже общественные слушания, организовывает экскурсии на АЭС для школьников, но, с другой стороны, деятельность администрации нацелена не на открытость, а на продвижение собственных планов, которые направлены на продление срока эксплуатации первого блока АЭС и продувку пруда-охладителя АЭС. По данным специалистов вода в пруду содержит большое количество вредных химических солей и ее продувка (на обычном языке сброс загрязненной воды из пруда-охладителя) в Саратовское водохранилище на Волге и закачка оттуда в пруд свежей воды, может иметь серьезные последствия для окружающей среды.
По словам Юрия Ваньшина, он как ученый-геолог изучал состояние воды в пруде-охладителе и прилегающей к нему дамбы еще в 2004 году. И уже тогда продувка воды была небезопасна для окружающей среды. К такому заключению пришел также Владимир Еремин, который изучал результаты исследования своего коллеги.
Против этого выступают также общественники-экологи, которых администрация АЭС считает некомпетентными и непатриотичными.
Еще один представитель СГУ, заведующий кафедрой экологии Виталий Еремин выразил недоумение, как можно было получить разрешение на продление срока эксплуатации первого блока АЭС, когда пруд-охладитель, составная часть всей системы АЭС, практически, неспособен выполнять возложенные на него функции.
В результате таких действий, население города разделилась на две части – сторонников администрации АЭС и противников. В первую входят представители городской администрации и даже школ, которые получают определенные материальные выгоды, во вторую — те, которые вынуждены доверять альтернативным источникам информации, включая, к сожалению, слухам.
Но то, что народ верит слухам, по мнению Андрей Крупина, вина опять же администрации АЭС, которая не обеспечивает информационную открытость своих планов и действий.
«На общественные слушания не были приглашены даже представители Общественной палаты области», — недоумевает общественник. По словам одного из местных экологических активистов, председателя Балаковского отделения «Всероссийского общества охраны природы» Наталии Руденко, которая, по ее словам, второй год участвовала в общественных слушаниях, организованных администрациями города и АЭС, выступления участников на слушаниях были строго регламентированы. В то же время, организаторы могли нарушать регламент: оскорбительно выражаться в адрес общественников и независимых экспертов, называя их некомпетентными и иностранными агентами. Кроме того, слушания проводились в часы работы, препятствуя, таким образом, участию в них широкой общественности.
Как отметил старший помощник прокурора природоохранной прокуратуры по Саратовской области Максим Гречаник, вопросы, которые ставит Общественная палата, актуальны. По его словам, Общественная палата наделена правом затребовать необходимую справку по всем интересующим ей вопросам, связанным с результатами экспертизы и планами работ БалаковскойАЭС, так или иначе затрагивающих вопросы общественной безопасности. В случае необходимости, природоохранная прокуратура также может вмешаться в целях недопущения нарушения природоохранного законодательства.
В ходе обсуждения возник также вопрос об эвакуации жителей близлежащих от АЭС районов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В этой связи вопрос члена Общественной палаты Евгения Лузановского о том, знают ли граждане, что им делать в случае возникновения такой ситуации, остался открытым. По словам председателя Балаковского отделения «Всероссийского общества охраны природы» Наталии Руденко, раньше проводились соответствующие мероприятия. Сегодня этого нет. А автопарк АЭС рассчитан только на эвакуацию работников атомной станции.
Общественная палата намерена обратить на все указанные проблемы внимание государственных органов, в том числе надзорных органов, как на уровне области, так и на федеральном уровне.
Во второй части заседания его участники были ознакомлены с законопроектом об изменениях в областной Закон о рыболовстве, подготовленным Комиссией.