Сегодня, 10 марта, состоялось расширенное совместное заседание Общественной палаты Саратовской области и Общественной палаты муниципального образования «Город Саратов». В рамках заседания обсуждалась одна из актуальнейших в настоящее время тем, которая волнует всех без исключения жителей города – это реализация проекта строительства скоростного трамвая. Для областного центра этот проект очень важен, поскольку трамвайные маршруты обеспечивают основную перевозку жителей.
Реализацию данного проекта лично контролирует Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин, ведь жители областного центра еще несколько лет назад обращались к нему с просьбой о строительстве трамвая.
В настоящее время найдены средства, разработаны проектные решения для реализации столь масштабного проекта, который также нашел поддержку Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства области Павел Мигачёв, министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Петаев, советник министра внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Юлия Зигерт, председатель Комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве Саратовской области Алексей Колодкин, исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации МО «Город Саратов» Максим Сиденко, заместитель председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов» Игорь Поздникин, начальник отдела технического надзора и контроля за регистрационно-экзаменационной деятельностью УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, подполковник полиции Иван Федорук, генеральный директор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Владимир Прохоров, руководители Кировского и Заводского трамвайных депо Василий Глебов и Елена Трубкина, генеральный директор ООО «Саратовгорэлектротранс» Сергей Моисеев, председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству, архитектуре, транспорту, связи и торговле Саратовской городской Думы Вячеслав Тарасов, заведующий кафедрой «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ им. Гагарина Ю.А. Сергей Гусев, преподаватель-практик кафедры «Транспортное строительство» Института урбанистки, архитектуры и строительства СГТУ им. Гагарина Ю.А. Станислав Церех, председатель Общественной палаты МО «Город Саратов» Николай Островский и члены Общественной палаты МО «Город Саратов».
Открыл заседание председатель Общественной палаты Саратовской области Борис Шинчук, который обосновал важность реализации проекта строительства скоростного трамвая и высказал уверенность в его успешном завершении: «Много лет уже идут обсуждения вокруг модернизации электротранспорта в городе, предлагали и метро сделать, и скоростной трамвай. И вот сегодня началась реальная работа – строительство скоростного трамвая. По моему мнению, я думаю оно у многих схоже, что если Вячеслав Викторович эту тему озвучил, то трамвай точно будет. Потому что чтобы он не сказал Вячеслав Викторович, это становится былью».
С подробной информацией о проекте строительства скоростного трамвая в Саратове выступил министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Петаев.
Трамвайная система города Саратова одна из старейших в стране. В настоящее время городской электрический транспорт в городе имеет достаточно разветвлённую маршрутную сеть в количестве 10 трамвайных маршрутов для организации перевозки основной массы пассажиров. Существующее состояние трамвайной инфраструктуры и подвижного состава не позволяет осуществлять перевозки в необходимом для жителей объеме - выпускать двухвагонные сцепки, насыщать маршруты требуемым количеством подвижного состава, обеспечивать нормальный интервал движения и скоростной режим.
В настоящее время износ: трамвайных вагонов более 84%; контактной сети и тяговых подстанций более 90%; трамвайного пути более 97%. В связи с этим было принято решение по участию области в проекте комплексного развития городского наземного электрического транспорта.
Проектом предусматривается реконструкция трамвайной инфраструктуры протяженностью 67 км., реконструкция 11 тяговых подстанций в течение 2-х лет для снижения негативного воздействия на уровень транспортного обслуживание населения.
В 2023 году планируется завершение 1-го этапа работ маршруты №9 и №8, а также начало работ по маршрутам №3 и №6 и смешанного путепровода «Стрелка». Включение в проект смешанного путепровода связано с наличием пересечения трамвайного маршрута №3 «Мирный переулок - 6 Дачная» железнодорожных путей разделяющих город Саратов на две части.
Реализация проекта имеет большое социально-экономическое значение не только для города Саратова, но для региона в целом. Площадка проекта является уникальной, имеющей развитую инфраструктуру и потенциал дальнейшего развития для роста пассажиропотока и дальнейшего развития инфраструктуры городского электрического транспорта.
Для обеспечения транспортного обслуживания в период проведения строительных работ, предусматривается увеличение выпуска автобусов различной вместимости в зависимости от маршрута, пиковых нагрузок и транспортной активности населения.
Одним из сложных вопросов остаётся вопрос обновления парка подвижного состава и приведение в нормативное состояние трамвайных депо.
Параллельно с реализацией проекта планируется приобретение 71 единицы нового подвижного состава.
В настоящее время уже принято решение и одобрена заявка на приобретение в 2024 году 5 односекционных низкопольных трамваев в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Приобретение дополнительно подвижного в количестве 66 единиц, в том числе: 38 единиц двухсекционных трамваев для организации движения на маршрутах №8 и №9; 26 единиц трёхсекционных трамваев для организации перевозки пассажиров по маршруту №3; 2 единицы односекционных трамваев для организации перевозки пассажиров по маршруту №6 (38 (2-х секц.) +26 (3-х секц.)+2 +5 по заявке (7 односекц.) = всего 71 ед.).
Существующие трамвайные депо также требуют проведения работ для обеспечения обслуживания нового подвижного состава по ремонту трамвайного пути и контактной сети ввиду его износа, а также ремонту деповских инженерных сетей.
Решение вопроса по приобретению нового подвижного состава и модернизации депо планируется провести параллельно с реализацией проекта.
Максим Сиденко, исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации МО «Город Саратов», в своем выступлении затронул вопрос осуществления проектных и строительных работ.
«Наша задача сделать процесс реконструкции городского электрического транспорта трамвайного хозяйства как можно менее неудобным для жителей нашего города. Этому предшествует и замер пассажиропотоков, и альтернативные пути объездов автомобилей и автобусов, и на каждом этапе мы будем сопровождать все эти процессы для того, чтобы как можно меньше причинить неудобств», - подчеркнул Максим Сиденко.
Также в обсуждении приняли участие научные работники Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А.
Преподаватель-практик кафедры «Транспортное строительство» Института урбанистки, архитектуры и строительства Станислав Церех подчеркнул, что скоростной трамвай – это современный, удобный, надежный и экономичный вид транспорта, которого не хватает областному центру.
Обсуждения вызвали большой интерес у членов Общественной палаты Саратовской области и членов Общественной палаты муниципального образования «Город Саратов», было задано множество вопросов и дано большое количество рекомендации по улучшению информационного взаимодействия с населением.
В завершении обсуждений общественники высказали общественную поддержку реализации такого грандиозного проекта в городе Саратове, а также договорились с представителями органов власти о совместной деятельности в сфере общественного мониторинга и контроля.