В Общественной палате Саратовской области состоялось обсуждение инициативы Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина «О новых подходах к созданию и организации работы в группах продленного дня (далее - ГПД) в образовательных организациях».
Согласно части 7 статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательная организация), могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
В.В. Володин предложил новые инновационные идеи в становлении и развитии подрастающего поколения, в формировании знаний, умений и навыков в условиях современного развития российского государства и гражданского общества.
Профессиональному и педагогическому сообществу было предложено обсудить следующие вопросы для решения этой задачи:
- изучить социальный запрос по созданию ГПД;
- предложить изменения в законодательство при реализации данной идеи;
- рассмотреть вопрос разграничения полномочий федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления;
- провести расчет материальных, финансовых, кадровых ресурсов на создание условий работы ГПД;
- разработка новых современных образовательных программ и реализация их в ГПД;
- создание в регионах производств по изготовлению оборудования для ГПД;
- разработать региональную программу по подготовке воспитателей в ГПД с определением их профессионального статуса;
- разработать систему мониторинга и контроля эффективности работы ГПД;
- обсудить систему государственно-частного партнерства при реализации данного направления в системе образования;
- изучить историю организации ГПД. Обобщить и распространить опыт работы;
- разработать критерии оценки эффективности работы ГПД и работы воспитателей в ГПД;
- спрогнозировать результаты решения данных задач:
- по занятости населения;
- по динамике показателей экономики;
- по качеству и уровню жизни населения;
- развитие и становление личности ребенка.
Обсудив инициативу Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володина, Общественная палата Саратовской области предлагает:
- Провести депутатские слушания представительных органов власти.
- Обсудить данную инициативу в профессиональных и педагогических сообществах.
- Обсудить данную инициативу в профильных комиссиях Общественной палаты Российской Федерации, региональных палатах и общественных советах на территориях муниципальных районов.
- Разработать предложения по реализации данной идеи институтами гражданского общества.
Считаем, что реализация данных идеи, задач позволит улучшить показатели:
- в становлении и развитии личности ребенка;
- в демографии;
- в занятости населения;
- в экономике;
- в повышении качества и уровня жизни населения;
- в кадровой политике системы образования;
- в системе профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
- в реализации нового инновационного направления деятельности образовательных учреждений;
- в новых образовательных программах;
- в государственном и региональном, общественном контроле за ходом реализации данного направления деятельности в образовательных организациях.
За содержание детей в образовательной организации, включающее в себя обеспечение школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено Федеральным законом (часть 8 статьи 66 Федерального закона).
В рамках государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (далее - государственная программа), предусмотрены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (приложение № 3 к государственной программе).
Из подпункта «а» пункта 2 приложения № 3 к государственной программе следует, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ, которые также включают в себя такое мероприятие, как модернизация инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристрой к зданиям) общеобразовательных организаций, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных организаций, проведение капитального ремонта, реконструкция), возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных организаций, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденным приказом Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 (далее - приказ № 590), предусмотрены соответствующие средства обучения и воспитания, в том числе для групп продленного дня в рамках комплекса оснащения общешкольных помещений (подраздел 6 «Группа продленного дня» и подраздел 7 «Игровая для группы продленного дня» раздела I).
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 10 приложения № 2 к приказу № 590 функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации комплекса оснащения общешкольных помещений общеобразовательных организаций, включающего также спортивный комплекс.
Таким образом, утвержденный перечень средств обучения и воспитания для групп продленного дня позволяет предусмотреть для таких групп организацию мест для сна и игр, а также проведение спортивных занятий при проектировании новых общеобразовательных организаций.
Подпунктом «г» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.09. 2021 № Пр-1808ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 25.08.2021, Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить разработку и представление предложений по определению модели «Школа полного дня» на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, программ дополнительного образования детей, включая пребывание в группах продленного дня, и ее внедрению в деятельность общеобразовательных организаций.
Формирование системы работы ГПД – это социально-образовательный процесс, который предполагает решение следующих задач:
- информирование педагогических сообществ и институтов гражданского общества;
- разработка стратегий управления этим процессом;
- разработка конкретной ведомственной программы в органах местного самоуправления (далее- органы МСУ);
- осуществление контроля и организации мониторинга данного процесса.
Государственная задача, поставленная Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володиным, и должна иметь и политическую поддержку региональной власти и заинтересованных органов МСУ в решении данной задачи. Для ее решения необходима смена руководства социальной сферы в органах МСУ. Так от компетенции ответственных представителей социальной сферы будет зависеть успешное решение данной задачи.
Сегодня можно констатировать что публично, открыто не предложены населению:
- механизмы решения данной задачи;
- не предложены механизмы межведомственного взаимодействия в организации работы ГПД, структур отраслей социальной сферы, сферы образования, культуры, спорта;
- не озвучены этапы решения данной задачи;
- не предложена структура управления и координация этой работы;
- не озвучены проблемы в решении данной задачи, отсутствуют сами действия;
- не доводится главный показатель этой работы: «Социальный запрос населения региона».
Подводя итоги, можно сделать вывод. Необходимо менять вектор управления этим процессом, а это могут только эксперты, энергичные, творческие, ответственные обладающие профессиональными компетенциями специалисты социальной сферы в органах МСУ региона.
Председатель Комиссии
по науке, образованию и инновациям
Общественной палаты Саратовской области
В.В. Малетин