Вопросы совершенствования общественного контроля в сфере продовольственной безопасности обсудили 2 ноября в рамках форума ОП РФ «Сообщество» участники панельной дискуссии «От поля до тарелки: общественный контроль качества продовольственного сырья и продуктов питания». Как отметил сомодератор дискуссии координатор федерального проекта «За честные продукты» Александр Бражко, мероприятия данной тематики на форуме Общественной палаты РФ проводятся в шестой раз и не теряют своей актуальности. «Эти вопросы касаются каждого. Здоровье населения нашей страны зависит от качества продовольствия, которое, в свою очередь, в той или иной степени может обеспечить общественный контроль», — добавил он.
Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, сомодератор мероприятия Владимир Винницкий обратил внимание участников на проблему обилия фальсификата и контрафакта на продуктовых полках. «Неделю назад премьер-министром было подписано распоряжение об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Пищевая продукция — один из приоритетных пунктов стратегии. В числе направлений реализации этого документа до 2025 года — расширение масштабов применения маркировки и ужесточение ответственности. Общественная палата полностью поддерживает данные директивы», — заявил он.
Председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий отметил, что в рамках ужесточения ответственности необходимо дополнить статью 14.43 КоАП РФ мерой ответственности, согласно которой учредитель юридического лица, дважды допустивший изготовление и реализацию фальсифицированной продукции, лишается права заниматься предпринимательской деятельностью на срок до трех лет.
На необходимость более эффективно использовать уже существующие правовые механизмы регулирования рынка и привлечения к ответственности указала директор департамента потребительского рынка администрации города Тюмени Елена Еремина. «И в первую очередь используя эти механизмы, необходимо ликвидировать несанкционированную уличную торговлю как рассадник фальсификата и контрафакта», — заключила она.
В продолжение дискуссии Владимир Винницкий отметил первостепенную важность контроля ситуации, складывающейся в детских садах и школах. «По официальным данным Роспотребнадзора, почти 70 процентов поставщиков пищевых продуктов России нарушают требования санитарного законодательства. А по данным Россельхознадзора, примерно 25 процентов закупаемых для школ и детских садов продуктов — фальсификат. Масштаб проблемы очевиден», — заключил он.
В качестве решения проблемы руководитель Комитета по контролю безопасности продукции для детей и подростков Объединения потребителей России, врач-гигиенист, эпидемиолог Инна Коваленко предложила выстраивать новую систему контроля качества и безопасности продуктов питания детей: «Для реализации этой задачи необходимо участие профильных НКО, которые смогут оказывать родителям экспертную поддержку. Профильные НКО смогут оказать помощь не только родителям, но и школьной администрации в организации и проведении выборочного независимого лабораторного контроля и выстраивания взаимодействия с поставщиками питания», — пояснила она.
На недостаточность контроля за качеством школьного питания со стороны государственных и муниципальных органов власти указал председатель совета Красноярского регионального отделения общероссийского общественного движения «Объединение потребителей России» Игорь Болбат: «Так, в Красноярске после вспышки иерсиниоза, по нашим данным, Роспотребнадзор провел санитарно-эпидемиологическое исследование всего в трех школах. В администрации города нам вообще ответили, что у них нет ответственного за организацию контроля качества школьного питания. Ситуацию нужно менять».
Заместитель председателя Комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Законодательного собрания Новосибирской области, к.м.н., директор ассоциации экспертов «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания» Яков Новоселов отметил, что при должных усилиях организация надлежащего контроля возможна. «Совместными усилиями мэрии, экспертных и общественных организаций в Новосибирске организован контроль продуктов и питания в детских муниципальных учреждениях. Ведется работа по налаживанию контроля продуктов, поставляемых в лечебно-профилактические учреждения региона», — рассказал он.
Как устроен общественный контроль за качеством школьного питания в Свердловской области, рассказала заместитель председателя Свердловской региональной общественной организации «Комитет общественного контроля» Лариса Александрова. По ее словам, в регионе создана рабочая группа при министерстве образования и молодежной политики. «Представители группы выезжают в школы и без проблем инспектируют столовые. Проверки ведутся без предупреждения, выбор случайный. Кроме того, каждая жалоба, поступающая на горячие линии по вопросам школьного питания, отрабатывается», — пояснила она.
На недостаточность нормативно-правовой базы для осуществления родительского контроля за школьным питанием указала член Саратовского регионального отделения ОНФ и Общественной палаты Саратовской области Наталья Кривенцова: «В частности, отсутствует единая подробная регламентация. Важно рассмотреть существующие методические документы, чтобы обобщить и выработать единые актуальные подходы. Так, на мой взгляд, стоит пересмотреть одно из требований — наличие у родителя медицинской книжки. Это требование является излишним и ограничивает общественное участие в мониторинге качества питания».
Соруководитель проекта «Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей» в Центральном федеральном округе Алексей Хакимов, отметил, что администрации школ крайне редко обеспечивают родителям условия для осуществления надлежащего контроля. «В этих вопросах им должны помогать общественники. Помощь может заключаться в организации комиссий по контролю питания, родительских комитетов, обучении родителей и взаимодействию с контролирующими органами», — пояснил он.
По мнению председателя Комитета государственного заказа Вологодской области Александра Торопова, качество школьного питания зависит не только от эффективности общественного, родительского и ведомственного контроля, но и от установленных нормативных требований. «Сейчас для нас абсолютно очевидно, что государство должно обеспечить единообразие подходов и требований к трем основным элементам — персонал кухонь, технологии производства продуктов общественного питания и контроль качества поставок продуктов питания», — считает он.
По мнению члена Комиссии Общественной палаты Республики Коми Татьяны Тырышкиной, одним из вариантов решения проблемы качества школьного питания могло бы стать формирование специальной государственной программы. «В ее основе должно лежать единое меню региона с учетом природно-климатических условий, наличие местных производителей продуктов питания, транспортная доступность населенного пункта и так далее», — пояснила она.
Председатель Комитета Законодательного собрания Калужской области по агропромышленному комплексу Елена Лошакова также отметила важность продвижения натуральных продуктов местных производителей от поля до прилавка: «В этом контексте необходимо решать проблемы реализации данной натуральной продукции, особенно категории «фреш».
Председатель совета Ивановского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Светлана Семушкина обратила внимание участников на экологический аспект обсуждаемого вопроса: «Загрязненные почвы не могут дать экологически чистые растительные продукты и корма для животных. Состояние атмосферы и качественный состав воды также являются определяющими аспектами в составе пищевой ценности и безопасности качества питания населения».
Член Общественной палаты Алтайского края, председатель правления РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края», председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства Сергей Тастан отметил, что одной из гарантий защиты здоровья людей является государственный стандарт. «ГОСТы, Технический регламент Таможенного Союза и Кодекс Алиментариус ЕС — это индикаторы качества, безопасности пищевой продукции. Интеграция стандартов ЕАЭС с Кодексом Алиментариус ЕС и ВТО в правовом поле — это гарантия продовольственной безопасности и содействие благополучию населения», — считает эксперт.
Исполнительный директор ассоциации поддержки защиты предприятий производителей хлеба «АПК», основатель проекта «Хлебное Правило» Валентин Максимов отметил, что многие производители сами устанавливают дополнительные требования к своей продукции: «Мы внутри ассоциации разработали и ввели для наших членов кодекс пекаря. Это дополнительные гарантии для потребителей, что члены Ассоциации используют только качественные ингредиенты, соблюдая технологию, выпускают продукцию высокого качества».
В рамках дискуссии также была затронута тема целесообразности применения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» к организации школьного питания. Руководитель проекта «Качественные кубанские продукты — детям!» Владимир Приходько заявил, что от системы госзакупок по ФЗ-44 и ФЗ-223 необходимо отказаться из-за размытости требований по качеству и безопасности продуктов питания. «При данных закупках большую роль играет цена, а не качество. Это бьет по здоровью наших детей», — заключил он.
Эксперт в рамках своего выступления также рассказал об успешном опыте решения вопроса двухразового бесплатного питания для детей с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае: «В регионе не было нормативно-правового акта, который бы регулировал данный вопрос. Именно активная позиция СМИ и некоммерческих организаций привела к тому, что губернатор края подписал постановление о бесплатном двухразовом питании для детей с ОВЗ».
Владимир Винницкий в продолжение темы сообщил, что в Свердловской области с введением «президентских завтраков» детей из многодетных семей перестали кормить бесплатным обедом, как раньше. «Дают только завтраки, как в начальной школе, так и в средней. Между тем существует указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431, которым для многодетных семей установлено бесплатное питание в школах, включающее завтрак и обед. Сейчас многодетные семьи Свердловской области пытаются как-то повлиять на ситуацию. Прошу краснодарских общественников оказать посильную помощь», — обратился он к Владимиру Приходько.
В завершение мероприятия Александр Бражко призвал всех участников дискуссии сформулировать предложения в итоговую резолюцию, положениями которой в дальнейшем будет руководствоваться инициативная группа при ОП РФ по противодействию обороту фальсифицированных продуктов питания.