Многие годы идет реформирование ЖКХ. Пройдено пять этапов, но ситуация лучше не стала, а наоборот. Сегодня мне, как гражданину, который пользуется услугами ЖКХ, было бы интересно получить от органов власти ответы на вопросы, которые, думаю, волнуют многих жителей нашей области.
Прежде чем задать свои вопросы,я тезисно представлю пять этапов реформирования ЖКХ и их результаты.
Этап первый: Создание муниципальных унитарных Дирекций единого заказчика (МУДЕЗ).
Взаимодействие с гражданами: сбор платежей с граждан, и ни содержания, ни текущего, ни капитального ремонта многоквартирных домов (МКД).
Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями:растущие долги МУДЕЗов перед ними (сотни тысяч рублей).
Информирование граждан:отсутствует.
Итог: Банкротство МУДЕЗов и разграбление муниципального имущества.
Этап второй: Управление «старыми» жилищно-строительными кооперативами (ЖСК) и создание«нормальных»товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Взаимодействие с гражданами: умеренные сборы платежей с граждан и удовлетворительное содержание, текущий и постепенный капитальный ремонт (МКД).
Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями:практическое отсутствие долгов перед ними.
Информирование граждан:лучше, но желает быть еще лучше.
Итог: сохранение жилищного фонда.
Этап третий. Создание «глобальных» ТСЖ, в основном, за счет голосов муниципальной собственности, ассоциацийТСЖбез реально существующих ТСЖ и «глобальных» управляющих компаний (УК).
Взаимодействие с гражданами: сбор платежей с граждан, и ни эффективных содержания, текущего и капитального ремонтов МКД.
Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями: растущие долги ТСЖ перед ними (многие сотни миллионов рублей).
Информирование:отсутствует
Итог: ухудшение состояния жилищного фонда.
Этап четвертый. Введении платы за общедомовые нужды(ОДН).
Взаимодействие с гражданами: сбор платежей с граждан на общедомовые нужды, объём потребления которых очень часто превышает объём потребления индивидуальных нужд (см. приложение). Общедомовые нужды в водоотведении ХВС и ГВС и их канализование потребуетиметь общедомовые унитазы и раковины(!?) и превратят МКД в бассейны, а город Саратов в Венецию.
Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями:вместо ожидаемого увеличения платежей граждан их уменьшение (некоторые перестают платить, а другие платят, исключая плату за общедомовые нужды).
Информирование:полное отсутствие.
Итог: на горизонте банкротство всей системы ЖКХ.
Этап пятый. Создание региональных фондов капитального ремонта.
Взаимодействие с гражданами: сбор платежей с граждан не только на капитальный ремонт с неизвестными сроками его проведения, но и на содержание офисов, аппаратов фондов (с зарплатой, естественно, выше средней), на откаты.
Взаимодействие с подрядными организациями: неизвестные для граждан подрядчики и неизвестный результат капитального ремонта.
Информирование:отсутствует.
Итог: полная аналогия с МУДЕЗами и с тем же конечным результатом.
А теперь вопросы, на которые я бы хотел получить ответы. Они связанны с оказанием жилищно-коммунальных услуг,на которые требуются ясные для всех участников жилищных отношений ответы.
Вопросов десять. У каждого из них есть небольшое пояснение.
Итак:
Вопрос 1: Почему Государственная жилищная инспекция по Саратовской области на основании полномочий, представленных ей постановлением Правительства РФ, не пресекала нарушения законодательства, и никто не понес за это ответственность?
Пояснение к вопросу 1. Согласно статистике по области, город Саратов – «чемпион» по созданию «глобальных» ТСЖ в основном за счет голосов муниципальной собственности, ассоциаций ТСЖ без реально существующих ТСЖи «глобальных» управляющих компаний (УК), созданных администрациями районов и города.В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 «Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.1995 № 182, от 13.10.1997 № 1303, от 06.02.2006 № 75): «Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль над обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности».
Вопрос 2: Каким образом можно реализовать пункт 6 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 253, которым утверждены требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (поступление платежей потребителя исполнителю длиться не один день)?
Пояснение к вопросу 2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 утверждены требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее — Требования).
В соответствии с пунктом 6 Требований платежи управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов (далее — исполнители) подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Требования, вступают в силу от даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, то есть с 01.09.2012.
Уже известны случаи наказаний вследствие невыполнения пункта 6 – перерасчет проводился по нормативам без учета показаний индивидуальных приборов учета.
Вопрос 3: Может быть и в Саратовской области нужно поступить таким же образом и заморозить действие части введенных в сентябре нормативов потребления услуг ЖКХ на общедомовые нужды (ОДН)?
Пояснение к вопросу 3.В Конституции РФ, статье 57, записано: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».Платежи за общедомовых нужд (ОДН), это фактически необоснованная дань с граждан (вместо корректировок). Ухудшается материальное положение простых законопослушных граждан РФ, нарушаются их права. Данные решения законодателей не способствуют улучшению работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций. В приложении к этому тексту приводятся конкретные вопиющие факты и цифры по платежам за ОДН.
Власти Курганской области, например,заморозили действие части введенных в сентябре нормативов потребления услуг ЖКХ на общедомовые нужды (ОДН). Такое решение принято 2 ноября 2012года на внеочередном заседании правительства региона. Мораторий на действие нормативов введен по инициативе губернатора области Олега Богомолова. Накануне в своем личном твиттере он написал: «Замораживаем нормативы на общедомовые нужды по горячей и холодной воде и канализации до 1 июля 2013 года. С октября вновь платим без них… Мораторий на уплату за общедомовые нужды надо использовать для установки индивидуальных и общедомовых приборов учета!».
Вопрос 4: Не противоречит ли Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 те требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, которые реализуются в г.Саратове.
Пояснение к вопросу 4.В Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258) определено в пункте 2, что «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» — норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме».
Там же в пункте 29 определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды: «Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Вопрос 5: Не будет ли это полной аналогией с МУДЕЗами, причем с тем же конечным результатом?
Пояснение к вопросу 5. Принят Федеральный закон, касающейся создания региональных и муниципальных фондов капитального ремонта. Сбор платежей будет направлен на капитальный ремонт с неизвестными сроками его проведения, на содержание офисов, аппаратов фондов (хоть и скрытой форме, но с зарплатой, естественно, выше средней), на откаты.
Вопрос 6: Почему в Саратовской области разъяснительная работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, в частности, по вопросам платежей за ОДН, практически ни кем не велась и не ведется?
Пояснение к вопросу 6. Министерством регионального развития РФ разработаны методические рекомендации на основании опыта работы ряда субъектов РФ по устранению негативных явлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предусматривают оказание помощи администрациям субъектов РФ и органам местного самоуправления при разработке планов информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг.
Вопрос 7: Почему не занимаются вопросом проживания граждан «фантомов» управляющие организации (им это не нужно, они своё возьмут через общедомовые нужды!), советы МКД (созданные, как было заявлено, практически во всех МКД, управляемых УК), паспортно – визовая служба (не связываются!)и органы муниципальной власти (не хотят!)?
Пояснение к вопросу 7. Одной из причин появления платежей за корректировки, а теперь за ОДН, является проживание граждан, которые получают услуги без их учета, т.е. без счетчиков, или, еще хуже, проживают, но, получая услуги, их не оплачивают, так как будто этих граждан нет! Пример: в 250 — квартирном доме по адресу ул.Луговая, д.40/60 совет МКД, проведя обследование, составил акты о проживании около 100 граждан, которые получают услуги, но их не оплачивают, так как будто этих граждан нет!
Вопрос 8: Как долго (с 1967года) можно нарушать законодательство и издеваться над гражданами, проживающими в домах «старых» ЖСК и ТСЖ, преобразованных из ЖСК?
Пояснение к вопросу 8. Продолжается дискриминация той части населения, которая проживает в многоквартирных домах ЖСК и ТСЖ (преобразованных из ЖСК) по отношению к гражданам, проживающим в домах с долей муниципальной собственности, в части необходимой по закону передачи бесхозных (а некоторые считают их принадлежащими ЖСК или ТСЖ) внешних инженерных сетей электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения (этот вопрос уже без особого успеха рассматривался Общественной палаты Саратовской области).
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» (и.о.председателя А.И. Курносов) 28.03.2012 издал распоряжение №229-р «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУПП «Саратовводоканал». Согласно этому распоряжению внешние сети водоснабжения и водоотведения многоквартирных домов ЖСК и ТСЖ закреплялись на праве хозяйственного ведения за МУПП «Саратовводоканал». Но 17.09.2012 вышло новое распоряжение комитета №963-р (и.о. председателя Т.А. Карпеева), которым упомянутое выше распоряжение №299-р было изменено таким образом, что внешние сети водоснабжения и водоотведения многоквартирных домом ЖСК и ТСЖ опять остались бесхозными (а по мнению некоторых чиновников, они продолжают принадлежать ЖСК и ТСЖ).
Вопрос 9: Почему в Саратовской области практически не внедряются в ЖКХ ресурсосберегающие технологии, которые как раз и являются общедомовыми нуждами?
Пояснение к вопросу 9.Внедрение ресурсосберегающих технологий в системе ЖКХ играет не меньшую, а скорее всего большую роль, чем использование приборов учета,
Вопрос 10: Почему органы местного самоуправления г.Саратова мало используют потенциал ТОС – формы осуществления местного самоуправления самой близкой к гражданам?
Пояснение к вопросу 10. Несколько лет назад комитеты территориального общественного самоуправления (ТОС) г.Саратова успешно проводили мониторинг благоустройства дворовых территорий, ремонта внутриквартальных дорог, уборки снега, ликвидации наледи на крышах. Результаты представлялись в администрации районов и города, что приводило к определенному положительному эффекту при решении вышеуказанных проблем.
ТОС уже давно подает сигнал SOS, но, ни органы местного самоуправления, ни органы государственной власти не хотят его слышать, несмотря на то, что ежегодно включают в свои отчёты «на верх» факт их существования и деятельности.