Состоялась переговорная площадка, проводимая Общественной палатой Саратовской области в рамках «Гражданского форума-2024» на тему: «Включайтесь в эпоху цифровизации».
Модератором площадки выступила Татьяна Топилина– член Общественной палаты Саратовской области.
Татьяна Топилина, открывая переговорную площадку, отметила, что внедрение цифровых технологий в сферу здравоохранения однозначно будет способствовать повышению уровня удовлетворённости населения качественной медицинской помощью. Это связано с тем, что цифровые технологии могут упростить процесс записи к врачу, сократить время ожидания приёма и улучшить коммуникацию между пациентами и медицинскими работниками.
Председатель комитета организации медицинской помощи взрослому населению Олеся Ермолаева выступила на заседании с докладом о внедрении цифровых технологий, направленных на повышение уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью.
Она подчеркнула, что на сегодняшний день перед органами исполнительной власти стоит задача не только активно использовать уже существующие сервисы, такие как запись на приём, электронный больничный лист и получение справок, но и развивать новые технологии. Это подразумевает дальнейшее внедрение и использование цифровых помощников, корпоративных программ, телемедицины, удалённого мониторинга и других инновационных решений.
Однако стоит заметить, что внедрение цифровых технологий требует значительных инвестиций в инфраструктуру технологий, обучение персонала и обеспечение безопасности данных. Кроме того, не все пациенты могут быть готовы к использованию новых технологий. Поэтому важно проводить исследования и оценивать эффективность внедрения цифровых технологий в здравоохранение.
Олеся Ермолаева также отметила, что за последние 60 лет продолжительность жизни в мире значительно увеличилась. Однако, несмотря на этот прогресс, доля жизни, прожитой в плохом или умеренном состоянии здоровья, остаётся стабильной. В настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 73 года, а к 2030 году этот показатель может достичь 78 лет. Дальнейшее увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) невозможно без смены парадигмы здравоохранения.
Смена парадигмы здравоохранения связана с переходом от лечения заболеваний к их профилактике, развитием персонализированной медицины, внедрением цифровых технологий, интеграцией различных секторов здравоохранения и учётом социальных и экологических факторов.
Спикер сообщила, что все изменения и цифровизация способствуют повышению качества и доступности медицинской помощи, снижению затрат на здравоохранение и улучшению здоровья населения.
Заместитель министра труда и социальной защиты Саратовской области Данила Кудряшов выступил с докладом на тему «О внедрении принципов бережливого производства в цифровых сервисах».
Он подчеркнул, что ключевым аспектом клиентоцентричной политики министерства является предоставление мер социальной поддержки через оптимальный клиентский путь. Оптимизация процессов и выбор проактивной формы поддержки в будущем станут приоритетными направлениями работы.
На сегодняшний день более 500 тысяч жителей Саратовской области ежегодно пользуются мерами социальной поддержки. В рамках своего выступления заместитель министра рассказал о модернизации программно-технических комплексов, включая создание центра обработки данных. Этот центр позволит модернизировать автоматизированную информационную систему по назначению социальных выплат (АИС ЭСРН), создав единую областную базу данных получателей. Также будет осуществляться передача статусов предоставления услуги заявителям в их личные кабинеты на портале Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).
Начальник управления стратегического развития инноваций Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Владимир Ульянов поделился с участниками встречи опытом внедрения искусственного интеллекта в практическое здравоохранение Саратовской области. Он подчеркнул, что использование ИИ позволяет автоматизировать рутинные задачи, повысить точность диагностики и улучшить качество медицинской помощи.
Спикер отметил, что ИИ применяется для анализа изображений, полученных с помощью цифровой рентгенографии коленных суставов, что, в свою очередь, значительно увеличивает точность диагностики остеоартроза. Также Владимир Ульянов отметил, что «в будущем планируется масштабировать систему до рентгена тазобедренных суставов».
Депутат Саратовской областной Думы, главный врач Саратовской городской клинической больницы №1 Евгений Ковалев поделился своим мнением:
«Цифровые технологии давно стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они охватывают практически все сферы - от коммуникации и образования до бизнеса и медицины. Появление электронных сервисов упрощает взаимодействие граждан с государственными органами, экономя время и усилия. Говоря о цифровизации в медицине, то она открывает новые горизонты и предлагает множество возможностей для улучшения качества оказания медицинской помощи.
Электронные медицинские карты, телемедицина, системы управления медицинскими записями — все это способствует более высокому уровню диагностики и лечения. Пациенты могут получать консультации специалистов на расстоянии, что особенно важно в современных условиях, когда доступ к медицинской помощи может быть ограничен.
Цифровые технологии не просто облегчают жизнь, но и становятся движущей силой прогресса, способствуя улучшению качества жизни и расширению возможностей для каждого человека. Очень значимо, что данные вопросы обсуждались на гражданском форуме Общественной палаты области, поскольку важно, чтобы общество активно участвовало в формировании цифровой повестки. Это позволяет учитывать потребности и мнения граждан, создает площадку для обмена идеями и решения актуальных задач и вопросов».
В рамках дискуссии обсуждались возможности искусственного интеллекта (ИИ), который способен анализировать данные о пациентах и их лечении для прогнозирования результатов. Это открывает перед врачами новые горизонты в выборе наиболее эффективных методов лечения для каждого пациента, а также в оптимизации работы медицинских учреждений и других аспектах.
Подводя итоги встречи, участники заседания обратили внимание на то, что многие люди не знакомы с различными цифровыми сервисами и услугами. Было принято решение активно распространять информацию о них, сделав её более доступной и полезной для населения. В частности, такой региональный информационный ресурс, как навигатор мер поддержки в социальной сфере.