22 октября 2024 года состоялось расширенное заседании комиссии по территориальному развитию, взаимодействию с Общественными советами (палатами), развитию гражданского общества и некоммерческого сектора и комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты Саратовской области на тему: «Социальные сети как инструмент диалога жителей и муниципальной власти: положительный опыт, проблемы, пути решения».
В заседании комиссии приняли участие представители: министерства внутренней политики и общественных отношений Саратовской области, министерства информации и массовых коммуникаций области, Центра управления регионов, АНО «Прогрессор», Поволжского института управления им. П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС, г. Саратов), администрации Энгельсского МР Саратовской области, администрации МО «Город Саратов», администрации Красноармейского МР Саратовской области и члены Общественной палаты Саратовской области.
Открыла заседание председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты Саратовской области Елена Склярова, подчеркнув, что обсуждаемая тема является важной и очень актуальной, социальные сети и мессенджеры фактически стали главным источником информации для населения. Повышение качества выстраивания диалога власти и жителей области, повышение квалификации сотрудников администраций, выстраивание коммуникаций по оперативному взаимодействию между ведомствами и организациями, для более оперативного решения — это только небольшая часть вопросов, которые стоят в повестке для обсуждения.
Людмила Жуковская, председатель комиссии по территориальному развитию, взаимодействию с Общественными советами (палатами), развитию гражданского общества и некоммерческого сектора, рассказала, что рабочая группа готовит доклад о состоянии местного самоуправления в Саратовской области. По её словам, с момента внедрения «систем менеджмента» количество обращений граждан растёт из года в год. Это свидетельствует о доверии людей к данному инструменту. Все эти вопросы находятся в компетенции органов местного самоуправления. Председатель комиссии считает, что для обеспечения эффективной работы всех служб, и особенно органов МСУ, необходимо наладить взаимодействие: «Если мы наблюдаем увеличение количества обращений, то также должны заметить и улучшение качества услуг. Нам необходимо, чтобы все районы области, включая поселенческие, были вовлечены в эту работу».
Сергей Блаженнов, руководитель Центра управления регионами, отметил, что органам власти необходимо более тесно взаимодействовать с гражданами через социальные сети и мессенджеры. Это позволит оперативно решать проблемы, с которыми сталкиваются люди. Он также обратил внимание на положительную тенденцию: граждане стали чаще обращаться на официальные медиаресурсы глав муниципальных образований. Количество сообщений, поступающих в мессенджеры, постоянно растёт, что способствует более оперативному решению проблем.
«Мне кажется, что вопросы, касающиеся коммунальных услуг и бытовых проблем, не должны решаться на уровне губернатора Романа Бусаргина, спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина и других высоких чиновников. Люди привыкли, что если они обратятся в эти органы, то получат помощь. Однако такие вопросы должны решаться на муниципальном уровне.
Хотелось бы отметить, что социальные сети стали главным источником информации для жителей нашей страны. Обратная связь и информирование — это ключевые элементы, которые мы должны учитывать в своей работе», — подчеркнул Сергей Блаженнов.
Заместитель министра информации и массовых коммуникаций Саратовской области Антон Закурдаев сообщил о том, что в нашем регионе аудитория пабликов превышает два миллиона человек. Это масштабная площадка, и возникает ключевой вопрос о том, как правильно использовать этот инструмент. Что мы говорим, как мы говорим, и как мы получаем обратную связь? По его словам, в муниципалитете сложно найти человека, который обладает необходимыми компетенциями в области работы с прессой и обращениями граждан. А сами социальные сети представляют собой сложный и многогранный пласт. Однако есть и положительная тенденция — появление в районах заместителей по общественным отношениям.
В ходе заседания разгорелась оживленная дискуссия. Член Общественной палаты Саратовской области Иван Бирюлин отметил, что в нашем регионе ситуация остаётся практически неизменной: отсутствует информативное вещание на экранах телевизоров, радио лишь передаёт информацию из социальных сетей, а информационные сайты муниципальных и региональных учреждений не востребованы. Количество информационных агентств значительно сократилось, а те, что остались, не вызывают интереса у аудитории. Член Общественной палаты считает, что существующие методы решения проблем современных СМИ неэффективны. Коммуникационное сопровождение осуществляется хаотично и теряется в огромном потоке информации из социальных сетей и других источников.
«Мы не уникальны, многие регионы сталкиваются с подобными проблемами, и существует множество моделей их решения. Одна из моделей заключена в использование пространства социальных сетей для внедрения элемента (например, центра тактической и стратегической коммуникации), который будет взаимодействовать с обществом, внедряя новые идеи. Информационное сопровождение и разработка дорожных карт совместно с правительством. Например, г. Калуга смогла стабилизировать информационную систему, используя подобный формат», — сообщил Иван Бирюлин.
На заседании также было отмечено, что в работе системных администраторов существует проблема, связанная с высокой текучестью кадров. Это обусловлено тем, что руководство и администрация не в полной мере осознают значимость их труда. Во многих муниципалитетах проводится обучение специалистов, занимающихся социальными сетями, однако, несмотря на это, проблема остается на прежнем уровне.
В завершении круглого стола Людмила Жуковская и Елена Склярова поблагодарили участников круглого стола, члены комиссии Общественной палаты наметили «вектор» для дальнейшей работы на площадке Общественной палаты региона, отметив важные проблемы, с которыми сталкиваются местные органы власти: нехватка квалифицированных кадров, необходимость целевого обучения для подготовки специалистов в области информационных технологий, а также обеспечение актуальности и информативности веб-сайтов.