О технологиях срыва части процесса голосования рассказал Иван Николаевич Коновалов - руководитель Центра социально-политических исследований Института законотворчества СГЮА, профессор, член Регионального общественного штаба по общественному контролю и наблюдению на выборах в 2022 году:
- По сути дела, эти технологии применялись сегодня, во второй день голосования, и на 20-ом, и на 354-ом избирательном участках. Один находится в Волжском, другой – во Фрунзенском районе Саратова. Со стороны представителей КПРФ и в том, и в другом случае были попытки проверить журналы, которые фиксируют голосующих. Причём, для этого были призваны не только члены комиссии с решающим голосом на 354-ом избирательном участке, но и прибыл кандидат по партийному списку Анидалов вместе со своими помощниками. В общей сложности 7 человек стали изымать эти журналы, указывая на то, что якобы в этих журналах есть какая-то, условно говоря, «двойная бухгалтерия». Понятно, что работники комиссии не отдавали эти журналы. На записи видно и слышно, что там крики, шум, а люди, которые пришли голосовать на этот участок, просто, опасаясь за своё здоровье, разворачивались и уходили. Тем более, что коридор, где стоят столы и далее – урны для голосования, довольно узкий в техникуме Яблочкова, который разместил в своих стенах избирательный участок. Поэтому, когда туда зашла эта масса людей, пройти уже к столам за бюллетенями и к урнам было практически невозможно.
В конечном счёте, те журналы, которые были изъяты представителями КПРФ, были у этих коммунистов из рук вырваны, председатель комиссии вызвал полицию. Но на определённый период времени работа на данном избирательном участке была парализована.
Когда мы туда с мобильной группой приехали, то поговорили с наблюдателем от Общественной палаты. Она всё изложила и показала видео, где понятно, что действительно избирателям в это время там было делать нечего, поскольку они не могли никуда пройти.
Та же самая технология была применена на 20-ом избирательном участке. Там также один из кандидатов пытался вмешаться и внести свою корректировку в ход избирательной кампании.
Так что, к таким провокациям, а это действительно провокация, нужно относиться грамотно и сразу же вызывать полицию. Здесь не должны вмешиваться ни доверенные лица, ни наблюдатели.
Председатель комиссии сразу должен вызвать полицию и вот таким образом решать вопрос. Кстати, эта же технология применялась и на прошлых выборах в Госдуму: и в Балаково был тогда такой же случай, в Заводском районе -аналогичный. Этого, конечно, допускать нельзя.
Между прочим, на одном из участков, о которых уже упоминалось, представитель КПРФ с правом решающего голоса и до этого ходил и пытался у других членов комиссии посмотреть: у них численность какая к концу какая к концу дня и так далее. Он не имел права забирать и смотреть списки избирателей. Он мог просто попросить: «А ознакомьте меня – сколько человек у вас сегодня проголосовало и т.д». И если бы захотел потом, то мог с итоговым результатом сверить. Опять-таки существуют правовые методы решения этих вопросов: можно, скажем, написать запрос, жалобу, протест, если не совпадает что-либо или что-то ему не понравилось. Но вот здесь силовые методы стремятся проявлять - сносить защитный экран, фиксирующую камеру в ходе потасовки уронить и т.д. В общем-то, здесь уже можно обнаружить и признаки административного правонарушения. А в итоге, человек 5-6, как минимум, развернулись и ушли, не проголосовав на этом участке.
Но в целом, если посмотреть, то это лишь два случая в Саратове, а по области всё проходит спокойно, явка достаточно высокая, по сравнению с другими регионами России.