Контакты: 8 (8452) 26-31-37
О палате Новости Документы ОНК Саратов Контакты
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА      >      Новости      >

ПАРОВОЕ УТОПЛЕНИЕ?

Электронных сигарет в Саратове нет! «Как нет? – возмутится читатель. – Да вы пройдите по проспекту Кирова в любой день или вечер, и на вас пахнёт «аромат» из ноздрей юношей или девушек, похожих на огнедышащих драконов!»
Да, эту картину можно наблюдать на улицах Саратова, но электронных сигарет нет в юридическом плане. Если курение табака в общественных местах и распитие спиртных изделий регламентируются законодательно (где можно, а где нельзя, кому можно, кому – запрещено), тем паче строго запрещается продажа сигарет и алкоголя детям, то в законах ничего не говорится об электронных устройствах. Поэтому их, электронных сигарет, для юристов как бы и нет: курят наши дети, то бишь вдыхают пар, и что им на это скажешь? Родителей к ответственности не привлечёшь, на каком основании? Нет в законе – нет в жизни?
Есть в жизни. Олег Зеленов привёл пример: в городе Гусеве под Калининградом подросток в декабре 2015 года покурил электронную сигарету и – умер. Виктор Юданов вспомнил совсем свежий случай: два подростка 24 сентября 2016 года зашли в кальянную (улица Горького, 8) поразвлекаться, один из них затянулся и… очнулся в травмпункте: потерял сознание и упал. Слава Богу, откачали…
Эти примеры 29 сентября 2016 года прозвучали для журналистов на заседании комиссии по социальной политике и здоровому образу жизни Общественной палаты Саратовской области. Общественники пригласили представителей полиции, Роспотребнадзора, других министерств и ведомств для обсуждения повестки дня: «О создании экспертной группы по изучению ситуации с торговлей электронными сигаретами в Саратовской области и утверждении плана её работы». Повестка привлекла внимание десятка журналистов из разных информационных агентств. Инициатор обсуждения Олег Зеленов, координатор проекта «Безопасный город», авансом поблагодарил прессу («благодарим предствителей средств массовой информации, которые готовы поделиться любой информацией»), надеясь, что корреспонденты донесут до земляков обеспокоенность общественников. Судя по заголовкам информагентств, осветивших событие, аванс журналисты не отработали: большинство ухватились за неловко оброненную фразу членом здравой комиссии Валентином Паркиным и выдали заголовки: «Общественник предложил вешать продавцов электронных сигарет», «В Общественной палате призвали вешать торговцев сигаретами». Хлёстко звучит! На самом деле Валентин Александрович, реагируя на замечание Зеленова, что «мы не хотим кошмарить бизнес», в запальчивости парировал, вспомнив китайский опыт борьбы с наркоторговцами : «Тех, кто выпускает эти сигареты, не кошмарить, а расстреливать надо!», не подумав, «как слово наше отзовётся». Хотел же Виктор Александрович не кровожадность проявить, а высказать мысль: не стоит считать бизнесом то, что губит здоровье наших соотечественников. Хочешь зарабатывать деньги? Производи что-нибудь полезное для людей. Что же касается слова «кошмарить»… Футбольные фанаты знают поговорку: «Не забиваешь ты – забивают тебе!» В те самые минуты, когда в Общественной палате Саратовской области обсуждали проблему электронных сигарет, виноделы Крыма предложили не считать вино алкоголем. Буде это предложение примут наши законодатели (как же, надо поддержать новый регион России!), тогда вино можно будет продавать и детям (оно же юридически будет – не алкоголь!). А что? Приняли же в июле 2016 года народные избранники документ, разрешающий в школьных зданиях устраивать распивочные. Ничего личного, только бизнес! Так кто кого кошмарит?!
А слово Паркина «расстрелять» трансформировалось в слово «вешать» и пошло гулять по интернету, дискредитируя общественников. Журналисты получили отличный повод позубоскалить, и вместо того, чтобы сообщить читателям о серьёзности проблемы эпидемии электронных сигарет, захлестнувшей наших детей, увели разговор в сторону.
Быть может, я преувеличиваю опасность? Олег Петрович продемонстрировал два видеоролика, московские тележурналисты провели расследование, что же это за явление – вейпинг (вейпингом называют использование электронных сигарет, которые представляют собой ингаляторы, состоящие из нескольких компонентов: жидкости, атомайзера и батарейного блока). И хотя репортажи были более похожи на рекламу электронных сигарет, всё же из уст главного нарколога страны Брюна прозвучало однозначное: электронные сигареты вызывают привыкание (а это то, что наиболее ценно для бизнеса: рынок сбыта обеспечен), а нарколог Владимир Малыгин дополнил фактами: электронные сигареты, если даже в них нет никотина, закачивают в лёгкие формальдегид – очень вредное вещество. Но саратовские журналисты не услышали этих фраз, упрекнув Наталию Королькову, председателя комиссии, ведшую заседание, в приблизительности: «Она привела данные неких «зарубежных исследований», которые свидетельствуют о том, что электронные сигареты очень опасны и способствуют росту онкологических заболеваний». Хотите конкретику? Пожалуйста. 27 июля 2016 года Лента.ru опубликовала статью «Учёные обосновали вред вейпинга», в ней говорится: «Специалисты из Национальной лаборатории имени Лоренса в Беркли определили, какие токсичные вещества образуются при курении электронных сигарет. Учёные также выяснили, каким образом температура, тип и длительность эксплуатации ингалятора влияют на уровень вредных выбросов. Пресс-релиз исследования, подтверждающего опасность вейпинга, опубликован на сайте EurekAlert! Химики продемонстрировали, что термическое разложение пропиленгликоля и глицерина, содержащихся в составе жидкости для заправки сигареты, приводит к высвобождению акролеина и формальдегида, которые обладают токсичными свойствами. Акролеин раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, вызывает слезотечение, а также проявляет мутагенные свойства. Формальдегид, помимо перечисленных свойств, оказывает воздействие на центральную нервную систему. (…) Кроме того, исследователи обнаружили, что в паре содержится 31 вредное химическое соединение, в том числе окись пропилена и глицидол, которые являются вероятными канцерогенами».
Полагаю, достаточно для урока химии. Перейдём к обществоведению и вслед за нашим земляком зададимся вопросом «Что делать?», чтобы обезопасить наших детей от пара и дыма. И если от дыма и алкоголя их защищает закон (хотя, несмотря на отличное законодательство, мальчишки и девчонки уже в средних классах начинают приобщаться к «взрослой жизни»!), то от пара – нет. Олег Зеленов принёс на заседание и раздал проект закона, который будет рассматривать новая Государственная Дума, в проекте вводятся дополнения, касающиеся электронных сигарет. И не их одних. Виталий Юданов, заместитель начальника ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области, заметил, что «не только электронные сигареты, но и кальяны выпадают из правового поля». В последнее время поле полиции наши законодатели сузили. Виталий Александрович посетовал: «Почему всю жизнь сотрудники полиции составляли протоколы, а в последней редакции выпала эта статья из поля видимости сотрудников полиции. Не знаю, чем мы разгневали депутатов Государственной Думы, что они приняли закон так, что ну не можем мы составлять протоколы». То есть, если полицейский обнаружит подростка в кальянной, он не может его оштрафовать, а должен обращаться за помощью в Роспотребнадзор, а уж те должны отреагировать. Сами же владельцы кальянной не спешат ставить заслон несовершеннолетним (это же их бизнес!). Юданов привёл свой диалог с «администратором – тире продавцом этой кальянной на Максима Горького: «А вы часто спрашиваете документы у своих посетителей, на предмет соответствия возрасту. Он говорит: «А мы вообще не спрашиваем. Мы продаём налево-направо этот кальян, оказываем эти услуги и не спрашиваем паспорт».
Кстати, полицейский обратил внимание на примечание в статье законодательства, регламентирующего продажу недозволенного к употреблению подростками: «Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, которые сообщили о визите несовершеннолетних их родителям либо сотрудникам органов внутренних дел, освобождаются от ответственности». Эти лица должны работать на нас, и быть заинтересованными», – заключил Юданов.
Найти своих соратников и заинтересовать всех, кто может повлиять на ситуацию – такую задачу ставили организаторы разговора в Общественной палате: Наталия Королькова и Олег Зеленов. Началось формирование рабочей группы, в неё войдут представители правоохранительных органов, депутаты облдумы, психиатры-наркологи из Центра по лечению табачной зависимости при ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Святой Софии», главного пульмонолога области, врачи из областного центра медицинской профилактики, Центра здоровья для детей. Главная цель рабочей группы – сформулировать предложения и передать их законодателям для внесения поправок в закон, ограждающий детей от угрозы попадания в зависимость от электронных сигарет. И ещё, пока провернётся неповоротливая система принятия поправок, агитировать молодёжь (каждый второй школьник открыто курит электронные сигареты – прозвучало на заседании комиссии) против увлечения вейпингом, разъяснять, что это не безобидное занятие, а серьёзный подрыв здоровья.
Главным движителем волны противодействия паровой атаки на Россию в Саратовской области будет Олег Зеленов. Он юрист, и в его общественной организации «Безопасный город» в основном студенты-юристы («сколько штыков?» – спрашиваю, отвечает: «С полсотни активных ребят»).
«Мало, – усмехнётся скептик, – полководцы паровой агрессии имеют «мешок, от золота тугой» (Велимир Хлебников) для продвижения своего товара на рынок, а что противопоставят им участники рабочей группы?»
Желание сохранить своих детей! Этот мотив заставляет Олега и его соратников проводить рейды по магазинам, торгующим электронными сигаретами, разъяснять людям, что это не мелочь, а серьёзная угроза безопасности страны. На наших глазах формируется, как выражаются специалисты, молодёжная субкультура потребления наркотиков (электронные сигареты не способ бросить курить, как уверяют торговцы, а трамплин к табаку и другим наркотикам), хотя я бы не стал говорить о культуре, ничего культурного нет в клубах пара (в вейпинг-клубах устраиваются даже соревнования на размеры выпущенного пара с одной затяжки, и прочие благоглупости: а ведь парни могли бы делом заняться, а не спускать свою энергию в пар).
«Мы уже опаздываем!» – несколько раз повторил Олег Петрович. Да, нас опережают атакующие Россию и желающие утопить её в ароматном паре разложения. Политологи спорят, развалится ли Россия на куски и когда это произойдёт, на деле же наша страна может просто-напросто превратиться в пар. Нет, я не нагнетаю обстановку, она гораздо хуже, чем вы о ней думаете. Тем хуже для неё: нам отступать некуда, другой России для нас нет. Что же до соотношения сил, то доблестный Давид не ужаснулся верзилы-Голиафа, а вышел на поединок и победил его.
Владимир ВАРДУГИН

< Назад Наверх

Добавить комментарий:

Для того, чтобы написать комментарий, вам необходимо войти на сайт.
Анонсы и объявления ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ