16 июня 2016 года состоялось заседание Совета Общественной палаты Саратовской области, посвященное обсуждению проблем туристической отрасли, существующих в настоящее время на территории Саратовской области.
Основными сдерживающими факторами для развития туризма, по мнению участников заседания, являются:
-значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;
-недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;
-постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов;
-дефицит квалифицированных профессиональных кадров и, как следствие, недостаточно высокий уровень туристического продукта;
-недостаточный объем финансовых средств и внимание, уделяемое продвижению внутреннего и въездного туризма, позиционирование Саратовской области как туристического бренда.
Препятствием на пути развития массового туризма является также нехватка в регионе гостиниц туристского класса.
Развитие туристской отрасли в регионе осуществляется в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» на 2014-2020 годы. В целях развития одного из наиболее перспективных видов туризма - сельского туризма, распоряжением Правительства Саратовской области № 126-Пр от 5 августа 2014 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Развитие сельского туризма на территории Саратовской области на период до 2016 года».
По состоянию на сегодняшний день Саратовская область не включена в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Российской Федерации (2011-2018 годы)». В соответствии с условиями программы не менее 70% средств проекта должны предоставляться частными инвесторами. Однако на сегодняшний день, инвесторов готовых профинансировать реализацию проектов туристского профиля на территории региона не имеется. Для решения проблемы привлечения инвестиций участники круглого стола отмечают необходимость поиска внутренних резервов развития отрасли, в числе которых –популяризация школьного и молодежного туризма.
Объединение усилий всех заинтересованных сторон создаст синергетический эффект и приведет к динамичному развитию отрасли, с учетом следующих рекомендаций:
Правительству Саратовской области:
1. Создать рабочую группу с привлечением органов власти всех уровней, представителей бизнес-сообщества, научного сообщества, общественности, с целью разработки и исполнения дорожной карты для раскрытия туристического потенциала региона с указанием сроков и ответственных лиц.
2. Продолжить работу по финансированию и созданию условий для развития современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Саратовской области, оптимально учитывая интересы всех участников и способствуя привлечению российских и зарубежных инвестиций посредством реализации действующих и разработки новых региональных целевых программ.
3. Разработать меры по развитию социального туризма для детей, студентов, инвалидов и пожилых граждан. Следует учитывать, что детский и молодежный туризм является не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни, имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения.
4. Поддержать разработку мер по повышению безопасности туристов, но при этом не усугублять положение малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.
5. Выйти с инициативой в Минобрнауки РФ о разработке современных профессиональных стандартов, учитывающих необходимые квалификационные уровни подготовки, и являющиеся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ.
6. Принять меры по снижению тарифов на пассажирские перевозки , введением более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на автомобильном и железнодорожном транспорте (более широкое применение групповых тарифов, бонусных систем, агентского комиссионного вознаграждения).
7. Формировать программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, праздники и т.д.), разработать региональный план ключевых, «знаковых» событий года, и широко представлять информацию о туристских возможностях региона (Интернет, СМИ и др.), регулярно проводить сезонные региональные форумы и выставки туроператоров.
8. Расширить практику проведения тематических туристических конкурсов для школьной и студенческой аудитории, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
9. Ввести в практику регулярное награждение знаками отличия «За заслуги в развитии детского и юношеского туризма» с 2016 года.
10. Принять меры по увеличению и повышению эффективности расходов на рекламу туристских возможностей региона за счет регионального бюджета, в том числе предоставление бесплатного времени теле- и радиотрансляции соответствующих программ и рекламы на региональных и федеральных каналах, в интернете, а также разработать детальный план («дорожную карту») продвижения, позиционирования отдыха и досуга на территории нашей области среди широкого круга туроператоров других регионов.
11. Включить ведущих туроператоров, работающих на территории региона в перечень предприятий, пользующихся приоритетной поддержкой в условиях кризиса. Содействовать в получении ими кредитов для предоплаты блоков мест в региональных гостиницах и санаторно-курортных учреждениях области.
12. Разрабатывать меры по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата для строительства и развития инфраструктуры туризма.
13. Принять меры по расширению практики частичного финансирования процентной ставки по кредитам для нового строительства, ремонта и реконструкции предприятий индустрии гостеприимства на региональном уровне, а также упрощение процедуры получения такого рода адресной поддержки.
14. Разработать дорожную карту по созданию туристического кластера на Месте приземления Ю.А. Гагарина.
15. Принять меры по улучшению доступности берега р. Волги для туристических групп.
16. Обратить внимание на подготовку и аттестацию экскурсоводов. В настоящее время в туристической отрасли существует дефицит квалифицированных представителей этой профессии.
Министерству спорта, туризма и молодежной политики:
1. Провести обучающие семинары-совещания с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма по вопросам создания и модернизации региональной туристской инфраструктуры с использованием программно-целевого метода.
2. Провести анализ нормативных правовых актов, регулирующих работу туристской отрасли, в том числе смежного законодательства, и подготовить предложения по их совершенствованию, включая положения по отнесению сферы туризма к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. Подготовить и внести в Правительство Саратовской области финансовое обоснование мероприятий связанных с пропагандой туризма в области, включая продолжение трансляций на общероссийских телевизионных каналах сюжетов и телефильмов о внутреннем туризме и пропаганде туризма как эффективного средства формирования здорового образа жизни в 2016г. и последующие 2017 и 2018гг.
4. С целью формирования имиджа Саратовской области как региона, благоприятного для внутреннего и въездного туризма подготовить с учетом предложений ОП Саратовской области Комплексный план продвижения туристского продукта, в том числе с использованием современных информационных технологий, включая возможность создания регионального интернет-портала по туризму.
5. В рамках развития промышленного туризма в регионе определить перечень региональных предприятий, возможных для посещения организованными группами детей.
6. Проработать возможность организации паломнических туров по территории Саратовской области.
7. Регулярно, не реже 1 раза в месяц, проводить рабочие встречи с заведующими кафедрами по туризму профильных ВУЗов для определения совместного алгоритма деятельности, направленного на развитие туристической отрасли.
8. Проводить, совместно с главами администраций муниципальных районов (городских округов) Саратовской области в течение 2016 года квест-туры, направленные на выявление и развитие потенциальных возможностей в сфере туризма.
9. Разработать правила обслуживания в сфере отдельных видов туризма (детский, спортивный, автобусный и т. д.).
Администрации муниципального образования «Город Саратов»:
1. Активизировать работу по продвижению бренда Саратовского калача как на региональном и межрегиональном уровнях, в том числе посредством государственно-частного партнерства.
2. Принять меры по созданию благоприятного образа Набережной Космонавтов как визитной карточки областного центра.
3. Активизировать работу по продвижению бренда автомобильного моста «Саратов-Энгельс».
4. Принять меры по улучшению доступности берега р. Волги для туристических групп.
5. Совместно с региональными туроператорами и министерством спорта, туризма и молодежной политики проработать вопрос продвижения и реализации краткосрочных туров, в том числе в местах сосредоточения туристов.
6. Разработать туристический путеводитель по г. Саратову, в том числе с целью его реализации в других регионах для популяризации г. Саратова как туристического центра.
7. Совместно с Министерством культуры Саратовской области повысить уровень интерактивности музеев.