Как уже сообщалось, еще во время совещания, посвященного проблемам дорожного хозяйства в регионе, Общественная палата Саратовской области заявила о том, что берет под свой контроль качество ремонта региональных дорог.
В палате была создана рабочая группа, которая приступила к контрольным мероприятиям. Группу возглавил член ОП Николай Скворцов.
Губернатор области Валерий Радаев поддержал проект.
И вот руководитель рабочей группы доложил Совету Общественной палаты о первых результатах контрольных мероприятий. Как сообщил Николай Скворцов, проверены подрядные организации, выполняющие работы по ремонту автомобильных дорог. Как выяснили общественники, далеко не все подрядные организации, выигравшие тендеры на ремонт дорог, внушают доверие.
Так ООО «Спектр» не располагает собственной техникой и не имеет производственной базы. Между тем, 28 марта 2016 года с ООО «Спектр» заключен новый муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов», цена контракта составляет более 18 млн руб.
Еще одно предприятие, выполняющее работы по строительству и содержанию дорог – ООО «ЭФИН-ГРУПП». Общественники выяснили, что ООО «ЭФИН-ГРУПП» является строительной компанией, специализирующейся на выполнении общестроительных работ по возведению зданий, сооружений, производственных комплексов и складов. Строительством и ремонтом автомобильных дорог данная организация не занимается. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) подтверждает, что производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог не входит в перечень основных и дополнительных видов деятельности ООО «ЭФФИН-ГРУПП».
Предприятие ООО «Стройдорсервис-М», которое отвечает за гарантийный ремонт дороги по ул. Комсомольская от ул. Кузнечной до ул. Первомайской в Саратове расположено в Энгельсе. Однако в настоящее время производственная база не функционирует, на территории базы отсутствуют рабочие и техника.
ООО «Викинг А.Ю.» ремонтировало автомобильные дороги практически во всех районах Саратова. Муниципальный контракт на выполнение ремонтно-дорожных работ был заключен 25 августа 2015 года, цена контракта составила 99 млн. руб. В этот же день комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» заключил муниципальный контракт на 1 млн. руб. с ООО «Дитеско». По условиям контракта ООО «Дитеско» должно контролировать качество выполняемых работ по ремонту автомобильных дорог ООО «Викинг А.Ю.». Самое интересное заключается в том, что ООО «Викинг А.Ю.» и ООО «Дитеско» зарегистрированы и находятся по одному адресу.
Кроме того, уже 6 июня нынешнего года между ООО «Викинг А.Ю.» и комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» заключен еще один контракт на выполнение работ по ремонту скандально известной дороги на улице Огородной. Цена данного контракта составляет 35 млн. руб. И вновь контроль за качеством работ, выполняемых ООО «Викинг А.Ю.», возложен на ООО «Дитеско», что подтверждается муниципальным контрактом от 8 июня 2016 года. Не правда ли, получается очень «удобно»: и ремонт, и контроль из одного кармана?
Еще одна компания – «ЭКО-СТРОЙ», несет гарантийные обязательства по содержанию автомобильной дороги по ул. им. Миротворцева С.Р. от ул. 2-я Садовая до ул. Новоузенской. Срок гарантийных обязательств истекает 9 июля 2016 года. Эта же компания имеет муниципальный контракт, размер которого составляет около 10, 3 млн рублей, на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Плодородная от ул. Ударной до ул. Танкистов. По результатам проверки стало известно, что ООО «ЭКО-СТРОЙ» так же, как и ООО «Спектр», не располагает собственной техникой и не имеет производственной базы.
Николай Скворцов поделился выводами, которые можно сделать по итогам проведенных проверок:
– Выборочная проверка подрядных организаций показала, что зачастую тендеры на выполнение работ по строительству и ремонту автомобильных дорог Саратовской области выигрывают организации, которые не располагают собственной производственной базой, необходимой техникой и рабочими. Это может означать следующее:
• такие организации с целью выполнения работ по строительству и ремонту автомобильных дорог могут неофициально нанимать «дешевую» рабочую силу, при этом не осуществлять отчисления в Пенсионный фонд и Налоговую службу;
• к выполнению работ по контракту такие организации могут привлекать субподрядчиков. Очевидно, что в данной ситуации цена муниципального контракта будет выше, так как часть денежных средств подрядчик, выигравший аукцион, оставляет у себя, а другую часть передает субподрядчику, который будет выполнять работы по контракту. В таком случае возникает вопрос, почему субподрядчики самостоятельно не участвуют в аукционе;
• можно также предположить, что организации, которые не располагают собственной производственной базой и необходимой техникой, специально участвуют в тендерах, поскольку при наступления гарантийного случая взыскать с них будет нечего.
Стоит ли после всего этого удивляться тому, что дороги, недавно, казалось бы, отремонтированные «держатся» всего одну зиму? И найдутся ли руководители, которые понесут ответственность за подобный подход к самой насущной проблеме экономики Саратова – бездорожью?
Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:
– В этом году на ремонт дорог в Саратове выделены немалые средства – порядка 600 млн рублей. И очень не хотелось бы получить то же самое, что происходит каждый год: деньги истрачены, а дороги по-прежнему в плачевном состоянии. Поэтому мы и реши ли взять дорожный ремонт в городе под общественный контроль.
Рабочая группа Общественной палаты работает, и сегодня уже есть первые результаты. Выявлены весьма неоднозначные тенденции, которые заставляют задавать вопросы и чиновникам, и подрядчикам. В свете этих тенденций проявляется необходимость иного подхода к конкурсным требованиям при определении исполнителей. Результаты работы общественников мы направляем губернатору области.