Общественники вплотную заинтересовались нелегальными грузоперевозками и беспределом пассажирских автоперевозчиков. Решение этих двух проблем находится в ведении множества надзирающих и контролирующих органов.
По поводу автоперевозчиков «Ной-64» и «Властелин» не раз высказывались претензии жителей домов, прилегающих к Привокзальной площади: стоянка автобусов, многолюдная толчея и шум, мусор под окнами вряд ли кому понравятся. К тому же паркующиеся междугородние автобусы занимают проезжую часть городских улиц, перегораживая их и делая непригодными для движения.
Было предложено переместить стоянку автобусов к автовокзалу: и пассажирам удобнее, и горожане не страдают. Однако владельцы автопредприятий не спешат перебираться в назначенное место, находя этому свои оправдания.
Одно из них – здание автовокзала находится в неудовлетворительном состоянии, буквально аварийном. Это и предстояло проверить участникам рейда Общественной палаты области, который провела комиссия по развитию ЖКХ и дорожной инфраструктуры Общественной палаты Саратовской области. В мероприятии участвовали областного минтранса, ДПС ГИБДД города, общественной палаты МО «Город Саратов.
Директор автовокзала Владимир Бессонов развеял опасения общественников и автоперевозчиков, сообщив, что в 2015 году в здании был проведен ремонт и сегодня здание уже не является аварийным. И наоборот, на протяжении нескольких лет, пока владельцы компаний-перевозчиков руководили объектом, оно и приходило постепенно в запустение, так что потребовалось немало сил и средств, чтобы привести автовокзал в надлежащий вид.
Руководитель компании «Ной-64», которая расположилась практически в помещениях стадиона «Локомотив», заявил общественникам, что не собирается менять привычное место, потому что занимает его законно, соблюдает все правила посадки-высадки пассажиров и сниматься с места не собирается, потому что считает его выгодным.
– Мы выяснили, что главная причина – аварийность здания автовокзала – явно надумана, – заявил руководитель рейда, председатель комиссии Евгений Лузановский. – О результатах непременно сообщим в минтранс области, комитет по управлению имуществом, минспорта, руководству стадиона «Локомотив».
Евгений Лузановский считает, что все равно владельцам «Властелина» и «Ноя-64» предстоит перенести свою деятельность на территорию автовокзала. Это, кроме всего, позволит автовокзалу увеличить эффективность на 50%. По расчетам комиссии, порядок будет наведен в течение года – двух лет.
Второй рейд – по нелегальным грузоперевозкам – проводила уже комиссия ОП по экономическому развитию и предпринимательству, и участие в ней принимали, кроме председателя комиссии Михаила Волкова, председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо и представители минтранса, минэкономразвития, ГИБДД, ФНС.
Александр Ландо назвал проблему нелегального предпринимательства одной из важнейших. В частности, около 80 процентов грузоперевозок осуществляются нелегально, регион теряет поступления в бюджет. А в целом из 1,3 миллиона человек работающего населения около 700 тысяч работают нелегально. Теряется около 3 миллиардов рублей только в Саратовской области. Год назад Общественная палата уже задавала вопросы налоговой службе и ГИБДД, как можно исправить ситуацию. Оказалось, у налоговой службы нет полномочий для воздействия, а ГИБДД может только штрафовать.
Рейд подтвердил, что бороться с нелегальными грузоперевозками крайне сложно. Участники рейда отправились в поселок Юбилейный на территорию одной из стройбаз, где всегда можно найти и стройматериалы, и машины, которые их доставят покупателю. Естественно, на машинах имеются и госномера, и телефоны владельцев, которые принимают заказ. Однако при попытке выяснить, кто владелец конкретной машины, провести «контрольную покупку» вдруг оказалось, что и машины стоят «просто так», и настоящих владельцев сыскать вряд ли получится.
– На всех дорогах стоят машины, гружёные песком, гравием, строительными материалами, – отметил Александр Ландо. – Заплатили им наличными, естественно, без налогов, и они поедут.
Между тем, Михаил Волков сообщил, что в Общественную палату обращаются представители легального бизнеса, которые не понимают, как им конкурировать с нелегалами в цене. Ведь у тех, кто не платит налоги, и расходов меньше. К тому же нелегалов никто не проверяет, а честные предприниматели всегда в центре внимания.
В итоге рейда Александр Ландо заявил, необходимо либо изменить функции налоговой службы: возродить налоговую полицию, например, или добавить в существующей службе дополнительные функции. По словам главы ОП, прошедшая проверка станет поводом для глобальной инспекции.