Состоялось итоговое заседание и пресс-конференция Общественной наблюдательной комиссии в Саратовской области (ОНК).
На заседании были подведены итоги года. Председатель ОНК Владимир Незнамов отметил, что за год была проведена 41 проверка, и рассмотрено 69 обращений от заключенных и членов их семей. «У ОНК Саратовской области налажены партнерские отношения с УФСИН, аппаратом Уполномоченного по правам человека Журик Т.В., а также с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Фатеевым М.А. и детским омбудсменом Загородней Т.Н. В своей деятельности ОНК Саратовской области придерживается объективности, независимости и широкой гласности. В этом году было проведено беспрецедентное, даже по российским меркам, мероприятие: выезд с журналистами в колонию, выбранную методом «жребия». Утром собрались журналисты, мы случайным образом выбрали колонию – и сразу поехали туда. Все журналисты, принимавшие участие, отметили, что все двери для них были открыты, кто хотел, даже беседовали с заключенными с их согласия».
В конце заседания были награждены 8 самых активных членов ОНК в Саратовской области. После завершения официальной части, началась пресс-конференция. На ней представители ведущих саратовских СМИ задали вопросы, касающиеся работы ОНК в Саратовской области.
В частности, журналистов интересовал вопрос ресоциализации заключенных – помогают ли бывшим заключенным с трудоустройством. Владимир Незнамов ответил, что в условиях кризиса и на воле с работой тяжело. «Мы всем предлагаем обращаться, чем сможем –поможем. Пока не обращался никто».
Относительно качественного состава получаемых заявлений, председатель ОНК отметил, что вопросы часто касаются гражданства и собственности, оставшейся «на воле». «Также жалуются на приговоры – такие заявления мы сразу переправляем по подведомственности».
Поднимались и острые вопросы – жалобы на избиения заключенных. Отвечая на этот вопрос, Владимир Незнамов призвал быть компетентными и, не проверив, не верить всему, что говорят и пишут: «Мы регулярно выезжаем на внеплановые проверки, но не всегда информация, которую нам сообщили, подтверждается. Например, обратился к нам заключенный с жалобой, что его побили. Мы приезжаем. И не обнаруживаем никаких следов побоев. Выясняется, что у него вышел конфликт с другим заключенным. И поэтому он хотел, чтобы его «спрятали», переместив в другое место».
Спрашивали и про самых активных членов ОНК, и про то, прикрывают ли «силовики» друг друга. «Давайте вместе порассуждаем,» – призвал Владимир Незнамов, – «Как считаете, руководители разных ведомств, например, следствия, прокуратуры, суда и УФСИНа могут договариваться, чтобы покрыть какое-то преступление? Ведь то, что известно трем, становится в итоге известно всем. А своими погонами все дорожат, особенно сейчас, когда в органах идет сокращение. Поэтому мне представляется маловероятным, что такое происходит».
В завершении пресс-конференции председатель ОНК выразил уверенность в важности деятельности наблюдательной комиссии в деле соблюдения прав заключенных: «Я уверен, что мы делаем одно дело. И мы, общественники, и вы, журналисты, хотим помочь. Каждый так, как он это может. И делаем это по совести».