В Общественной палате области состоялось очередное еженедельное видео-совещание с ОПРФ, которое проходит с участием ОП многих субъектов РФ. На этот раз совещание посвящалось вопросу совершенствования законодательства в сфере обеспечения школ учебниками.
Модератором совещания от ОПРФ выступил член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский. В саратовской студии присутствовали председатель Общественной палаты Александр Ландо, его заместитель Юрий Голуб, члены Общественной палаты Галина Полянская (также член ОПРФ), Марина Каткова, а также ректор Саратовского института развития образования Ирина Ильковская.
Роман Дощинский рассказал о существующих проблемах, связанных с обеспечением учеников качественными учебниками, а также анализировал действующее законодательство об образовании, в котором нашел множество противоречий.
По его мнению, для экспертизы учебных пособий необходимо привлечь общественность. "Учебный процесс состоит из трех "У", как говорит председатель нашей комиссии Любовь Духанина — учитель, ученик и учебник. Учебник — основное средство обучения, которое страхует систему образования от субъективных ошибок, выравнивает возможности учеников в процессе получения образования", - отметил он.
В связи с принятием нового федерального закона "Об образовании", в системе образования появилась неопределенность по вопросам разработки и приобретения учебников, рассказывает Дощинский. Так, документ не определяет, кто должен выступать в качестве заказчика — государство или коммерческие издательства, хотя, по мнению члена профильной комиссии ОП РФ, государство должно быть субъектом, формулирующим госзадание на разработку и издание учебников.
Кроме того, закон содержит противоречивые формулировки. Например, в тексте документа отмечается, что школа самостоятельно должна заказывать и закупать учебники, тогда как на практике закупкой занимается региональный оператор — соответствующий департамент или министерство.
При этом в статье 47 закона устанавливается, что в компетенцию учителя входит выбор учебного пособия, тогда как по факту у педагогов нет такого права. Результаты проведенного общественной организацией "Независимая ассоциация словесников" анкетирования показали, что только 30% учителей самостоятельно выбирают учебник, 20% — руководствуются выбором администрации школы, а 50% учителей выбирают тот учебник, который есть в школе.
Роман Дощинский напомнил, что с момента начала работы Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки в 2014 году из перечня рекомендованных учебников были исключены полторы тысячи учебников — почти половина.
"Если бы к экспертизе учебников была привлечена широкая общественность, то школы сегодня не столкнулись бы с ситуацией, что заказанные ими учебники были вычеркнуты из перечня. Так, в Комиссии по развитию образования и науки родилась идея создания портала „Народная экспертиза учебников", на котором зарегистрированные пользователи могли бы оставлять мнения об учебниках и оценивать их", — рассказал Дощинский.
Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Ланкина объяснила исключение учебников из перечня ужесточением требований. "В 2014 годы вместе с созданием Научно-методического совета мы ужесточили требования. Теперь учебники должны быть представлены в виде завершенной предметной линии, чтобы обеспечивать преемственность образовательного процесса. Все учебники проходят три вида экспертизы — научную, педагогическую, общественную. Кроме того, учебник должен быть представлен в печатном и электронном виде", — отметила Ланкина.
В своем выступлении Александр Ландо отметил, что обучение детей должно происходить по единым всероссийским стандартам, а школы могут самостоятельно усиливать их. Общественник привел примеры из учебника русского языка для младших классов, которые содержат бессмыслицы. Он также добавил, что по данному поводу Общественная палата области обращалась к министру образования РФ, но получил на свое обращение такое же бессмысленное объяснение.
Член Общественных палат области и РФ Галина Полянская поддержала своего коллегу по Общественной палате РФ, относительно создания народной экспертизы для анализа выпускаемой учебной литературы для детей и высказалась за участие в этом процессе общественных палат субъектов. "Общественная палата Саратовской области готова участвовать в этом деле", - сказала она.
Завершая разговор, руководить аппарата Общественной палаты РФ Сергей Смирнов отметил: "Мы видим, что в законе "Об образовании" назрели изменения, поднятые сегодня вопросы целесообразно было бы обсудить на общественных слушаниях с участием представителей ведомства и родительского сообщества".