К такому выводу пришли участники очередного заседания комиссии по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям Общественной палаты, на котором речь шла об экологическом образовании и воспитании в Саратовской области.
В заседание участвовали представители более пятнадцати средних образовательных учреждений для обсуждения нынешнего состояния преподавания предмета "Экология" в школах, понимания существующих проблем и возможностей развития этой дисциплины в будущем.
В своей вступительной речи председатель комиссии Андрей Крупин отметил, что тема экологического воспитания учащихся стоит остро. Вводится новое природоохранное законодательство, однако достичь бережного и гуманного отношения к природе не удается из-за отсутствия экологической культуры у граждан и экологической ответственности у бизнеса. Общественник обратил внимание участников заседания на то, что проблема экологического образования и культуры обсуждалась также на площадке соответствующей комитета Государственной Думы. Что же касается Саратовской области, то эта проблема получила особое внимание в связи с намерением руководства области развивать сельский туризм на территории области.
Он зачитал отрывок из письма, поступившего из министерства образования области. В письме было указано, что еще в 1993 году была принята концепция беспрерывного экологического образования, которая действовала в течение 20 лет. В настоящее время в связи с введением новой Федеральной образовательной программы, дисциплина «Экология» относится региональному компоненту, поэтому во многих школах области она преподается по желанию учащихся и в виде факультативных занятий. Сегодня этот показатель – не более 50 %, а то и меньше.
«Сейчас важно посмотреть, как этот процесс развивается на территории нашей области», - отметил А.Крупин.
Эксперт комиссии, старший методист Саратовского областного института развития образования Елена Акифьева начала свое выступление с вопроса к присутствующим: «Зачем нужны знания? – Для того чтобы сохранить собственную жизнь». По ее словам, введя в 1993 году в региональный компонент «Экологию», власть поступила мудро. «Экология» стала связующим звеном между многими предметами.
Представители многих школ, которые тесно взаимодействуют с Еленой Акифьевой, с помощью слайдов показали ту работу, которую они проводят в своих образовательных учреждениях, интегрируя между собой разные предметы.
В Алексеевской сельской школе Хвылынского района развили этот процесс путем ведения предмета несколькими учителями преподающими экологию, физику и физкультуру.
Учитель истории из этой же школы Светлана Пальцева обратила внимание на погибающий «Барский пруд» в с. Алексеевка. По ее словам, это историко-культурный памятник XIX века - имение графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова. Он наполнялся родниками и с помощью искусственной платины. В результате изменения экосистемы пруд погибает. Ученики попытались обратить внимание на эту проблему в рамках экологических занятий, но пока безрезультатно.
Представители школы п. Пушкинский Советского района – учитель английского языка Татьяна Петриченко и учитель экологии и биологии Татьяна Початкова представили информацию о своем участии в проекте «Лайф-Линк», в рамках которого посетили Швецию. Недавно поступило новое приглашение в штаб-квартиру ЮНЕСКО на заключительную конференцию, но для поездки нет средств.
«Вы же поднимаете имидж нашей области, - высказался Андрей Крупин, – А вы к кому-нибудь обращались по этому поводу?» Было выяснено, что об успехе этой сельской школы в курсе даже министр образования области, но на официальном сайте министерства о них было сообщено лишь одной строкой.
К сожалению, умение преподнести обществу информацию о своей деятельности остается одной из серьезных проблем для наших школ. На консервативность их поведения в плане работы со спонсорами обратила внимание эксперт комиссии, заведующая кафедрой СГАУ им. Вавилова Ирина Сергеева.
Член комиссии Владимир Чупис, высказался о важности роли Общественной палаты, в частности комиссии по экологии для придания проблеме экологического образования нового звучания.
Завершая разговор, Андрей Крупин назвал учителей экологии энтузиастами. Он предложил, учитывая важность вопроса, вынести его на заседание Совета общественной палаты.
В конце мероприятия состоялось вручение благодарственных писем всем энтузиастам. Сред них:
- Ильковская Ирина Михайловна – ректор ГАУ ДПО «СОИРО»,
- Акифьева Елена Владимировна – старший методист кафедры естественнонаучного образования ГАУ ДПО «СОИРО»,
- Начаркина Ирина Владимировна – начальник отдела образования администрации заводского района МО «Город Саратов»,
- Турукина Ольга Николаевна – начальник управления образования администрации Советского района,
- Денисова Людмила Геннадьевна – директор МОУ СОШ п. Пушкино Советского района,
- Початкова Татьяна Дмитриевна – учитель экологии и биологии МОУ СОШ п. Пушкино Советского района,
- Петриченко Татьяна Анатольевна учитель английского языка МОУ СОШ п. Пушкино Советского района,
- Вернова Ольга Николаевна – заведующая Саратовским этнографическим музеем,
- Кручинкина Виктория Владимировна – президент СРОО ЦДК, директор КВЦ «Радуга»,
- Абрамова Тамара Валерьяновна – директор МОУ «СОШ № 43» г. Саратова,
- Боброва Инна Анатольевна – директор МОУ «СОШ № 53» г. Саратова,
- Пчелинцева Лариса Викторовна – учитель экологии и биологии МОУ «СОШ № 53» г. Саратова,
- Бондаренко Инна Анатольевна – директор Русской православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского,
- Бешагин Владимир Викторович учитель экологии, биологии химии ГБОУ «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района», Пескова Оксана Николаевна – заведущий МАДОУ «Детский сад № 74» ЭМР,
- Сарычева Наталья Леонидовна – учитель экологии и биологии МОУ «СОШ р.п. Соколовый» Саратовского района.