21 мая состоялась онлайн – конференция по вопросу трудоустройства и образования инвалидов на территории Российской Федерации. Модератором мероприятия выступила председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая.
В мероприятии приняли участие регионы РФ, в том числе и Саратовская область. От нашего региона в совещании приняли участие член Общественной палаты области Евгений Ковалев, председатель ВОИ Саратовской области Александр Низовцев, председатель совета общественных организаций по защите прав пациентов при Общественной палате области Татьяна Топилина и руководитель общественной организации «Равные возможности» Артур Милованов.
Открывая совещание, Диана Гурцкая отметила: «Президентом РФ Владимиром Путиным было проведено совещание, посвященное майским указам, касающимся социальной сферы. По данным озвученным секретарем Общественной палаты РФ Алексеем Бречаловым, есть серьезные вопросы по темам образования и трудоустройства инвалидов. Мониторинг ОНФ показал, что из 102 проверенных ВУЗов, требованиям по приему и обучению инвалидов соответствует лишь 12 и только 50% людей с инвалидностью поступивших в ВУЗы оканчивают их. Есть еще очень серьезное опасению по реформированию дошкольных и общеобразовательных коррекционных школ. И наверное каждый из нас знает, что существует тяжелая ситуация с принятием инвалидов на работу».
Первый заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Павел Сычев напомнил, что вопросы создания доступной среды в сфере образования актуальны еще и потому, что приближается пора ЕГЭ и выбора вуза для дальнейшего образования: «Сейчас ребята с инвалидностью вынуждены выбирать высшее учебное заведение не по принципу, где интересно учиться и какую специальность они хотят получить, а так, чтобы там имелись условия для их учебы. Поэтому на следующей неделе мы с Дианой Гурцкая проведем рейд по ряду вузов, проверяя их на соответствие программе «Доступная среда».
Диана Гурцкая также высказала опасения, связанные с реформированием дошкольных учреждений и общеобразовательных коррекционных школ. К этой теме неоднократно обращались и выступавшие в режиме онлайн члены общественных палат регионов, а также сами работники образовательных учреждений.
Представители ОП Челябинской области, например, подчеркнули, что образование для инвалидов не должно никак уступать обычному. Они предложили также внести изменения в закон об образовании, гарантируя получение среднего образования инвалидам и после 18 лет, указав на то, что зачастую они не имеют возможность учиться раньше. Представители ОП Бурятии внесли предложение о ведении реестра детей с инвалидностью, отмечая их потребности, в том числе образовательные.
Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак напомнил о проблеме отсутствия квот в государственных организациях на создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. «И это при том, что государство должно заниматься трудоустройством таких людей!» — подчеркнул он.
Член Общественной палаты Саратовской области, Евгений Ковалев отметил: «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей. Совместно с министерством занятости Саратовской области мы проработали определенные предложения по внесению изменений в законодательство, касающееся трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В связи с чем считаем необходимым разработать единый «Перечень показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различной патологией», в котором для каждого вида заболевания установить показанные и противопоказанные условия и характер труда, профессии рекомендуемые для трудоустройства инвалидов. Также возможность предусмотреть на федеральном уровне реализацию мероприятий по содействию занятости инвалидов, использующих кресла - коляски, с созданием для них инфраструктуры для беспрепятственного доступа к рабочим местам, данные мероприятия реализовывались в 2014 году.
Говоря о получении образования людей с особыми потребностями стоит отметить, что цель инклюзии - не только интеграция детей с особенностями здоровья в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения. На наш взгляд необходимо придать инклюзивному образованию требуемую системность и преемственность, начиная с дошкольного образования, заканчивая высшей школой. Особый упор следует сделать на профессиональном образовании. Инклюзия не должна заканчиваться выдачей аттестата средней школы.
Инклюзивное обучение должно иметь определенную гибкость. В условиях инклюзивного обучения для ребенка, имеющего специальные образовательные потребности, необходимо разрабатывать индивидуальный маршрут прохождения школьной программы.
Предложений масса. По итогам совещания мы направили ряд предложений от Саратовской области для рассмотрения в Общественную палату РФ»
«Наше общение с регионами показало, что должностные лица на местах не выполняют свои обязанности. Период разговоров должен закончиться, надо персонально спрашивать с людей. Невыполнение указов Президента должно наказываться. Пора спрашивать за социальные программы с ответственных лиц. Ректор вуза, в котором нет средств для безбарьерной среды, не имеет права возглавлять этот вуз», — заключил Владимир Слепак.