В Саратовской областной научной библиотеке состоялось расширенное заседание Совета Общественной палаты области на тему: "Цены на лекарства и обеспечение ими жителей Саратовской области в 2015 году".
Обсуждение началось с информации председателя Общественной палаты Александра Ландо о рейдах по аптекам Саратова, которые проходили ранее. "Рейды, которые совершала Общественная палата, показали, что в регионе не все в порядке с аптеками. Многие медикаменты, доступные по цене, не располагались на видном месте. Оправдывались тем, что граждане, якобы, и так знают об этих лекарствах. Встречали мы и случаи, когда социально-значимые медикаменты, входящие в федеральный перечень, стоят намного больше, чем определено перечнем. Наценка доходила до 100%. Когда вместо 6 рублей лекарство стало стоить 12, это никуда не годится!
Мы находимся в своей стране, в своем регионе - всем непросто. И тем, кто занимается аптечным бизнесом, надо с пониманием относиться к этому. Губернатор Валерий Радаев говорил о наценке в 10% на значимые продукты. И мне кажется, что аптекам стоит задуматься о таких же наценках", - отметил Александр Ландо. Он предоставил слово сотруднице "Радио России Саратов" Людмиле Нечаевой, которая рассказала о результатах опроса граждан по вопросам цен на лекарства, который был проведен в рамках передачи "Спросите доктора".
Она рассказала о том, что на радио поступает огромное количество звонков от жителей региона, которые утверждают, что "готовы лечиться у докторов, но цены на лекарства людей не устраивают".
Затем слово было предоставлено представителям общественных организаций в сфере защиты пациентов, входящих в соответствующий координационный совет при Общественной палате области.
В частности, председатель Общественной организации помощи больным муковисцидозом и другими орфанными заболеваниями Ирина Исаева рассказала о проблемах болеющих этим видом болезни. По ее словам, многие больные остались без бесплатных медикаментов. "В связи с повышением цен, наши больные остались без жизненно необходимых лекарств, так как конкурс на их закупки который год не проходит. Все потому что ни один из поставщиков не стал поставлять препарат по заявленной цене. Регистрационная цена препарата - около 680 рублей, цена в торгах указана - 560 рублей. В итоге, мы не закупим препарат или сделаем это в очень малом количестве. Поэтому наши больные вынуждены покупать препараты за свои деньги. Семьи не потянут лечение ребенка по ценам, которые имеются у нас в аптеках. Цены меняются каждую неделю, когда как больным муковисцидозом нужно еженедельное лечение", - подчеркнула общественница. При этом она отметила, что были факты, когда больным приобретались более дешевые и неэффективные препараты.
По словам представительницы общественной организация детей с ДЦП «Радость движения» Ирины Машинистовой, в регионе имеются трудности в получении рецептов на бесплатные препараты для льготных категорий граждан, в том числе для детей-инвалидов. "В адрес нашей организации поступают жалобы от родителей на действия сотрудников медицинских учреждений, в которых говориться о нарушении их прав на получение бесплатных лекарств со стороны лечащих врачей, поскольку получают отказ на выписку рецептов. Если при ДЦП можно решить проблему с лекарствообеспечением, иногда не без помощи сотрудников министерства здравоохранения, то при сопутствующих болезнях рецепты врачи не выписывают. Но даже с рецептами, зачастую, лекарства приходится ждать месяцами", - сообщила она, назвав ситуацию с лекарствами "ужасной".
"К тому же, на аптечных полках значительно подорожали, в период эпидемии ОРВИ, лекарственные препараты противовирусного назначения. "Азитромицин" стоил порядка 30 рублей, сейчас 90. Это наш, российский. Но мало того, бывают российские лекарства, стоящие больше аналогичным западным. Лично видела, что препарат из Австрии есть, а российского аналога нет. Хотя он такой же по свойствам, но при этом дешевле. В чем проблема? Почему российских-то нет?" - задалась вопросом Елена Машинистова.
Зампредседателя палаты Сергей Утц сравнил цены на аптечные препараты с ценами на бензин. По словам общественника, бензин и лекарства - те товары, которые население будет покупать при любом росте цен, потому что не могут без этого обойтись. «Вы представьте, что завтра бензин станет стоить 200 рублей литр. И что его бы покупать перестали? Нет, потому что он нужен. Вот так и с лекарствами происходит. Несмотря на то, что цены увеличиваются, их покупают. Это все потому, что не могут люди обойтись без лекарств, как и без бензина. Поэтому слова «регламентация», «регулирование», «тарифные соглашения» это то, что необходимо в этом случае. И делать это может более эффективно президент, губернатор или министр здравоохранения», - сказал он. Сергей Утц предложил регулировать цены таким же образом, как государство регулирует цены на бензин, и использовать для этого лицензионные требования.
Председатель Общественной палаты Александр Ландо отметил, что никто не выполняет поручения губернатора Валерия Радаева по мониторингу цен на лекарства в саратовских аптеках. По словам общественника, в этом он убедился во время общественных рейдов по аптекам города.
Контролирует ли процесс возможного сговора в аптеках, неизвестно. Начальник отдела контроля товарных рынков УФАС области Ольга Евсеева заявила, что ее ведомство не может контролировать цены на лекарства, не входящие в список жизненно важных. По ее словам, никаких жалоб в антимонопольную службу от граждан не поступало, а согласно данным УФАС, рост цен на лекарства не превышает и 3-4%. Остальные лекарства, о десятикратном росте которых сообщили на заседании, не входят в число "жизненно важных", отметила она.
"Выходит, вы помогать людям не хотите?" - удивился Александр Ландо. Представительница УФАС ответила, что помощь будет только тогда, когда поступят обращения по поводу цен. "Мы вам их пришлем", - пообещал общественник.
Член Общественной палаты Наталия Королькова добавила, что в рейдах УФАС нет смысла, так как они видят "показуху". По словам общественницы, аптекари, будучи предупрежденными о проверке, хорошо к ней готовятся. Отсюда и получается этот "красивый" рост в 3-4%.
"В аптеках наших нет выбора. Когда говорят, что сговора нет, я этому не верю. Люди, которые считают рубли и копейки, все видят, но деваться им некуда. А после цен в аптеке нужен «Корвалол», чтобы хотя бы отойти от них", - возмутился А. Ландо.
В защиту аптек встал председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты области Михаил Волков: "Все говорят, что бизнес формацевтический очень выгодный. Но нужно понимать, что реализация лекарственных средств включает в себя сеть из нескольких звеньев: производитель – оптовое звено – аптечные сети – потребитель. Основные наценки производятся у производителей. Жизненно необходимых препаратов у нас всего около 600, когда в аптеках около 3-4 тысяч препаратов со схожими активным веществами. Тут постоянно говорят об ограничении цен на лекарства. Но мы такое решение уже принимали при прежнем правительстве Павла Ипатова. В итоге, исчезли все противовирусные препараты. Начали умирать люди. Эти смерти на совести тех, кто ввел ограничения на стоимость. Можно провести параллель с автомобилями. Допустим, я пришел в салон, там есть иномарки за 2-3 миллиона, а есть «Жигули» за 400 тысяч. Вроде бы тоже авто, но качество совершенно разное. Нужно понимать, что эти товары имеют разную форму, состав. И цены у них будут разными. Бывает, люди приходят в аптеку и говорят: "Дайте мне "Аспирин". Им дают "Аспирин" за 6 рублей, а завтра пришли, им предлагают "Аспирин" за 600 рублей. И никто не думает, что это уже не отечественный "Аспирин", а, скажем, из Швейцарии. Когда люди сравнивают крокодила с зеленым, это неправильно", - заметил Волков.
"Я не просил вас оправдывать наших аптечников, - прервал его глава региональной ОПы, сообщив, что сравнение с автомобилями совершенно не корректно, - Людям все равно, импортный "Корвалол" или нет. Ему его нужно купить".
Далее выступила представительница Минздрава региона Наталья Мазина. По ее словам, правительство обеспокоено ростом цен. Губернатор Валерий Радаев поручил министру здравоохранения Алексею Данилову подписать с торговыми сетями соглашение о ценообразовании. "Основная задача этого соглашения – заморозить цены на необходимые лекарственные товары. Речь идет не только о жизненно важных лекарствах, но и наиболее востребованных. Надо сказать, подобный опыт у министерства здравоохранения есть. В 2012 году было подписано такое соглашение. На совещании в министерстве присутствовали крупные поставщики лекарственных товаров, которые подтвердили свою готовность к подписанию таких соглашений", - заверила замминистра здравоохранения Наталья Мазина. Она пообещала, что всю информацию о резком повышении цен, которая была озвучена сегодня, будет проверятся.











