На расширенном заседании Совета Общественной палаты области, которое состоялось 26 февраля, обсудили состояние продовольственного рынка региона: ценовую политику торговых предприятий и вопросы социальной поддержки малоимущих граждан.
В мероприятии приняли участие члены ОП, министр экономического развития и инвестиционной политики области Владимир Пожаров, депутаты Саратовской областной Думы Татьяна Ерохина, Алексей Мазепов, Сергей Михайлов, Олег Подборонов, председатель Общественной палаты г. Саратова Борис Кузнецов и другие.
Открывая заседание, ведущий – председатель Общественной палаты Александр Ландо назвал время, в котором мы живем, трудным, поэтому, по его словам, торговые организации, устанавливая наценки на продаваемый товар, должны думать не только о своей выгоде, но и о людях. «Некоторые хотят заработать сразу и много, пользуясь трудностями, которые переживает страна, а вместе с ней и люди. Мы хотим знать, на каком этапе вырастает цена продукта?», - поставил вопрос ведущий мероприятия.
Представитель региональной прокуратуры Михаил Бранов рассказал о начале полномасштабных проверок на территории региона, в том числе оптовых продавцов. По эти мероприятия, по его словам, на основании таких проверок уже получили предупреждение более 100 предприятий и индивидуальных предпринимателей; проводится ежедневный мониторинг цен; выработан алгоритм их проверки. И они, по его словам, не носят временный характер, а будут постоянными. «Мы реагируем, в том числе и на обращения граждан», - отметил прокурорский работник. По его словам, ценообразование не регулируется государством, и цены формируются по иным схемам, которые иногда могут вызвать подозрение на сговор, но на сегодняшний день неправомерное завышение цен отсутствует.
Эту же мысль поддержала начальник отдела контроля товарных рынков антимонопольной службы России по Саратовской области Ольга Евсеева, по словам которого рост цен не является результатом сговора продавцов продовольственными товарами.
Александр Ландо зачитал одно из обращений в Общественную палату. Как следовало из указанного обращения, заявитель – женщина – покупала в одном и том же магазине сыр, который за три недели подорожал почти в два раза – от 400 рублей до 850. По словам заявительницы, в последний раз продавщица сказала, что подорожание связано с новым поступлением, хотя дата выпуска на всех приобретенных в течении двух недель сырах была указана одна и та же. «Что мне отвечать этой женщине - я не знаю», - сказал А.Ландо.
Попытки некоторых участников заседания ответить на поставленный вопрос мало чем прояснили ситуацию.
Одним словом, ценообразование – это сложный процесс, который, к сожалению, не обходится без фантазий продавцов. Поэтому, общественный контроль за такими нерадивыми продавцами является одним из действенных средств для их сдерживания. Особенно, когда на основании проверок направляются соответствующие обращения в уполномоченные государственные контролирующие организации.
Об этом упомянула, в частности представитель облпотребнадзора Светлана Сергеева. Она поблагодарила председателя Общественной палаты области за помощь учреждению в виде выявления наиболее уязвимых проблем на рынке продовольствия, благодаря которой удается своевременно реагировать на ситуации. Благодаря, в том числе общественному контролю, по ее словам, «за последние пять лет на территории области не было зафиксировано массового заболевания по причине пищевых отправлений». Вместе с тем, говоря о проверках продовольственных магазинов, Александр Ландо отметил, что пока не было ни одного торгового объекта, где полностью соблюдались бы существующие нормы и правила торговли продуктами.
Председатель Саратовской городской Общественной палаты Борис Кузнецов добавил, что городские общественники также намерены активно участвовать в процессе контроля за ростом цен в торговых учреждениях города. Вместе с тем, по его словам, важно, чтобы работа общественников была профессиональна для точного понимания того, кто нарушает закон: торговля или поставщики. Кроме того важно, чтобы общественники не подменяли государственные контролирующие органы.
Председатель комиссии ОП по социальной политике здоровому образу жизни Наталия Королькова выдвинула идею создания сети социальных магазинов. "Мы на пороге обнищания большого количества людей, поэтому я хотела бы, чтобы мы пришли к конкретному решению по поводу продовольственного обеспечения людей, которые не будут в состоянии приобрести продукты по высокой цене", - предложила общественница.
Депутат областной Думы и предприниматель в сфере производства сельскохозяйственной продукции Сергей Михайлов отметил в свою очередь, что за последние 10 лет средний бизнес области произвел большую капитализацию на своих предприятиях, и у них образовался запас прочности. В то же время деньги, потраченные на эти цели, сказываются на ценообразовании, так как предприниматели должны вернуть эти средства. Малый бизнес, по его словам, пока не соответствует требованиям рынка, поэтому не может стать конкурентоспособным по сравнению с крупными сетевыми предприятиями.
Во время развернувшейся дискуссии прозвучали разные мнения относительно удержания цен на продукты питания. В частности, член Общественной палаты Юрий Виткин предложил скопировать опыт других стран, где на официальном уровне введены требования к надбавкам для производителей, оптовых и розничных продавцов от 10 до 15 процентов для каждого из них. Однако предложенная общественником схема показалась министру экономического развития и инвестиционной политики области Владимиру Пажарову неэффективной и такой шаг, по его словам, «отпугнет» всех инвесторов. «Кто тогда к нам пойдет?», - поставил вопрос министр.
Эту позицию поддержал также председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям областной Думы Алексей Мазепов.
Кульминацией заседания стало предложение депутата Саратовской областной Думы, председателя Саратовского областного союза потребительских обществ Олега Подборнова. Предприниматель заявил, что он поговорил с некоторыми предпринимателями, которые готовы снизить цены на 30 наименований товаров и заморозить их с 1 июня 2015 года, с уровня цен в феврале, для некоторых категорий малоимущих граждан.
Продоваться им продукты будут по карточкам, которых уже выпущено 200 тысяч экземпляров. Образец карточки был продемонстрирован участникам мероприятия.
Председатель Общественной палаты добавил, что карточки будут распространять соответствующие структуры Министерства социального развития.
Кроме этой акции также было предложено устанавливать в магазинах так называемый «уголок покупателя» и оснастить его специальной камерой. Через такую коммуникацию любой покупатель может заявить о росте цен, качестве продуктов и других нарушениях прав покупателей в конкретной торговой организации.
Видеоэкраны и операторы будут находиться в Общественной палате области, Облпотребсоюзе или Правительстве области, которые будут отслеживать ситуацию. «В качестве пилотного проекта такие видеокамеры появятся скоро на двух рынках – «Топольчанская» и в поселке Юбилейном»,- добавил Александр Ландо. Что же касается сетевых магазинов, то, по словам общественника, у них пока нет понимания значения такого мероприятия. А. Ландо считает, что если в магазине все нормально, значит бояться нечего. Поэтому разъяснительная работа среди торговых предприятий относительно их открытости, также будет продолжен.