В Саратовской областной Думе состоялись общественные слушания на тему «О состоянии пассажирских перевозок на территории Саратовской области».
В мероприятии приняли участие также члены Общественной палаты. Вел общественные слушания председатель законодательного органа области Владимир Капкаев.
С обзорным докладом о состоянии отрасли выступил первый заместитель председателя комитета транспорта Саратовской области Андрей Дармограй.
Как следовала из его доклада на 1 января текущего года на территории области зарегистрировано 850933 автотранспортных средств, в том числе 14348 автобусов, 112707 грузовых автомобилей, 723870 легковых автомобилей.
Автобусным сообщением с областным центром охвачены все муниципальные районы. Протяженность автобусной маршрутной сети области составляет 39337 км. Перевозки пассажиров осуществляются на 829 автобусных маршрутах. Из них 244 городских, 355 пригородных, 71 межмуниципальных, 159 междугородных.
Транспортное обслуживание населения осуществляют как государственные, так и частные автотранспортные предприятия и индивидуальные предприниматели.
Были озвучены также цифры по железнодорожному, водному и воздушному транспорту.
Судя по представленным данным, по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года пасажирооборот предприятий автомобильного и городского электротранспорта увеличился на 2,8 %, в то же время на 2,2 % уменьшился количество перевезенных пассажиров. На 15 % увеличился также грузооборот и объем перевозок грузов (на 16,4 %).
Вместе с тем, по итогам прошлого года в отрасли пассажирского транспорта сложилась кредиторская задолженность в размере более 230 миллионов рублей, из них более 80% (193 миллиона) - перевозчики на автомобильном транспорте, в том числе - 60% (146 миллионов) – государственные предприятия. В этом году на комитет транспорта в областном бюджете предусмотрено 1,345 миллиардов рублей.
За многочисленными цифрами остался незаметным качественный анализ ситуации в сфере пассажирских перевозок, которая, по мнению многих участников развернувшейся после доклада дискуссии, находится в депрессивном состоянии.
Как отметил, в частности председатель Общественной палаты Александр Ландо, в докладе зампреда отраслевого комитета он не услышал ответа на вопрос, что необходимо сделать для того, чтобы отрасль работала ритмично, экономично и рентабельно. Взять тот же горэлектротранспорт, которому грозит полная остановка. Положение еще больше усугубится в связи с предстоящей монетизацией льготного проезда в городском общественном транспорте. Многим транспортным предприятиям ждет банкротство.
Сегодня очевидно, что существующие тарифы на городском транспорте не покрывают расходы транспортных предприятий. А областной бюджет не в состоянии возместить их убытки. Но, вместо того, чтобы поработать с населением, объяснить сложившуюся ситуацию, соответствующие структуры в правительстве области держат в неведении не только население, но и депутатов. Отвечая на вопрос о возможном увеличении размера тарифов, заместитель председателя правительства области Василий Разделкин, например, лишь пообещал, что депутаты узнают о повышении тарифов, как только соответствующее решение будет принято.
На сегодняшний день в ведении областного комитета транспорта находятся 27 транспортных предприятий. В создавшихся условиях подавляющее большинство из них находится в зоне риска. Может имеет смысл объединить многие из них, чтобы спасти отрасль? Председатель Общественной палаты предлагает честно говорить народу о повышении тарифов. «Есть два варианта – ничего не делать и отрасль умрет сама собой, и все будут ходить пешком. Либо честно повысить и сказать людям, почему это было сделано», - сказал общественник.
Во многих регионах достаточно доходным источником для бюджета является установка видеофиксаций на дорогах. Комитет по транспорту Саратовской области пока лишь думает об этом. При том, что еще год назад на одном из заседаний Общественной палаты был обсужден этот вопрос с участием экспертов. Многие в один голос говорили, что есть бизнес структуры, которые готовы участвовать в таком государственно-частном партнерстве. Это тот случай, когда говорят, что деньги, которые могли бы пополнить областной бюджет, валяются под ногами, точнее, под колесами.
Говоря о ситуации в общественном транспорте, нельзя пройти мимо ситуации, когда практически ни одно общественное транспортное средство не оборудовано специальным приспособлением для въезда в него инвалидной коляски.
В докладе комитета транспорта не забыли упомянуть об открытии новых воздушных маршрутов в Испанию, Чехию, Грецию, как достижение. В то же время не прозвучало ни слова о причинах отказа ОАО "Саратовские авиалинии" изыскать возможность для открытия нового авиомаршрута "Саратов - Симферополь" (Крым), с которым обратился к нему председатель Общественной палаты области, после воссоединения Крыма с Россией. а ведь это было нужно людям и важно для престижа региона.