Проблема предстоящего ремонта моста через Волгу, соединяющего Саратов с Энгельсом, который начнется 15 апреля текущего года, стала темой для обсуждения на заседании Совета Общественной палаты. Мероприятие, проходило в Саратовской универсальной научной библиотеке с участием представителей органов власти, строителей, экспертов, общественных организаций.
Тема заседания звучала, как: “Капитальный ремонт моста Саратов – Энгельс: возможные последствия и пути их решения”. То есть, общественники хотели узнать из первых уст ответы на насколько общественно значимых вопросов: ремонт моста будет проводиться при полном или частичном прекращении движения автотранспорта по мосту? Каким образом будет организовано движения автотранспорта из Энгельса в Саратов? Есть ли гарантия того, что ремонт продлится дольше установленного срока, и достаточно ли будет тех средств, которые выделены для ремонта из областного бюджета?
Открывая разговор, председатель Общественной палаты Александр Ландо отметил, что вопрос ремонта моста возник очень давно, с начала 2000-х годов. К сожалению, за это время, ни один из предыдущих губернаторов области не взял на себя ответственность, чтобы приступить к ремонту моста, в том числе понимая, что из-за определенных неудобств народ будет недоволен. В результате такой нерешительности, время было упущено, в том числе увеличилось в многократном размере количество автомобилей, пересекающих мост ежедневно. Так, сегодня ежедневно по мосту движется в обеих направлениях до 50 тыс. пассажиров. Многие из них - это люди, которые ежедневно приезжают в Саратов из Энгельса на работу и учебу и уезжают обратно.
Но сегодня отступать уже некуда. Ситуация такова, что мост небезопасен для движения.
Председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению Александр Степанов выделил те ключевые моменты, на которые общественники хотели получить ответ специалистов и чиновников. Среди них: техническое состояние моста, сроки проведения ремонтных работ по каждому участку моста, ремонт дорожного полотна: используемые материалы и их долговечность.
Ответственный за проведение ремонтных работ, заместитель председателя Правительства области, Василий Разделкин заверил, что проведение работ планируется в соответствии с графиком, утвержденным ранее. По его словам, благодаря ремонту удастся увеличить срок службы моста на этом этапе на 20-25 лет. Было отмечено также, что в результате аукциона ремонт автомобильного моста Саратов-Энгельс на первом его этапе выполнит Мостоотряд № 8.
Вопрос совмещения ремонтных работ с ограничением движения городского пассажирского автотранспорта вызвал разногласие среди участников совещания. Александр Ландо, сославшись на мнение начальника ГУ МВД по Саратовской области Сергея Аренина, отметил, что во время ремонтных работ мост должен быть закрыт, так как он будет представлять собой строительную площадку, где посторонние не должны находится. Он подчеркнул, что для этого руководитель полиции готов обратиться в прокуратуру.
Идею полного закрытия моста во время ремонтных работ поддержал также завкафедрой “Транспортное строительство” СГТУ им. Ю.А. Гагарина, профессор Виктор Столяров. Представитель института, выполнившего проектные работы по капитальному ремонту моста Виктор Морозов, наоборот, выразил уверенность, что оговоренные ремонтные работы можно провести без полного закрытия моста.
Что же касается объема ремонтных работ, то было выяснено, что он будет более понятным по ходу ремонтных работ. В частности, по словам профессора СГТУ Игоря Овчинникова, надежность моста просчитывается вероятностными методами. Ученые мало знают о поведении железобетонных конструкций. Известно только, что если такие конструкции долго не ремонтируют, то они падают. “У нашего моста преднапряженная конструкция и она не удлиняется, как металл, а становится более хрупкой, как кость. Мы не знаем, что будет с этой арматурой. Сверху она мало повреждена, но что происходит внутри, мы не знаем”, – сказал ученый. Он привел примеры, когда аналогичные сооружения в Подмосковье и в США разрушились в один миг, хотя явных внешних признаков о их плохом состоянии видно не было.
Осталось непонятной также организация движения автотранспорта в Саратове для объезда закрывающегося для ремонта моста. Понятно, что на это время единственной дорогой, связывающей два берега Волги на этом участке станет, так называемый, “Новый мост” в районе с. Пристанное под Саратовом, который был построен 14 лет назад, как объездной путь. Как отметили специалисты, как раз в то время было рассчитано, что с его открытием начнется ремонт старого моста, но этого не случилось. У нового большая пропускная способность.
Организация водного движения также невозможна, так как для этого нет соответствующих условий. Уже несколько лет даже туристические корабли отказываются заходить в Саратов, так как причальная стенка также находится в аварийном состоянии.
В итоге, было принято следующее решение: 10 апреля снова собраться для получения более конкретных данных по всем вопросам.
Между тем, председатель Общественной палаты намерен донести до сведения Губернатора Саратовской области мнение участников заседания.