В Саратовской областной универсальной научной библиотеке прошло заседание Совета общественной палаты, которое было посвящено деятельности ЗАО «Балаковские минеральные удобрения». Оно стало, по сути дела, продолжением общественных слушаний по вопросу расширения территории для складирования отработанных отходов предприятия, которые в рамках законодательства прошли в Балакове накануне, но получили отрицательное заключение. В мероприятии участвовали члены Общественной палаты, представители экологических организаций, органов власти и, конечно, акционерного общества, который входит в состав ОАО «Фосагро».
Интересы химического предприятия представляло не только руководство Балаковского предприятия, во главе его гендиректора Алексея Грибков, но и приехавший в Саратов специально для встречи с общественниками советник и заместитель гендиректора Фосагро Валерий Фёдоров.
Администрация предприятия решила обратиться в ОП области, так как, как пояснил в начале заседания председатель ОП Александр Ландо, «тема затрагивает интересы не только жителей Балаковского района, но и всего региона». По его словам, «Предприятие выполняет важную хозяйственную функцию, но, тем не менее, мы не можем обращать внимание и на экологическую составляющую». Как следовало из пояснения, предприятие складирует фосфогипс под открытым небом, объем которого уже достиг 53 млн. тонн.
Председатель ОП также добавил, что вопрос с работой предприятия упирается, в том числе, и в проблему налоговых поступлений в бюджет области. Представители предприятия, в свою очередь считают, что «гора» отработанного материала, о котором идет речь, и под которую требуется новые площади, является не отходом, а вторсырьем, которое можно использовать в разных целях. Поэтому обязательный экологический платеж за хранение одной тонны такого материала платит не 248 рублей 40 копннк, а 14 копеек.
«Но это не значит, что мы должны объявить друг другу войну – нужно двигаться навстречу и решить проблему», — сказал он.
По словам председателя комиссии по экологии ОП Андрея Крупина, чтобы снизить опасность фосфогипса, его нужно обрабатывать (предприятие этого не делает), в результате чего происходит загрязнение окружающей среды, включая грунтовые воды, что подтверждено соответствующими проверками. Кроме того, по законодательству, вторсыре, которое не обрабатывается в течение шести месяцев, считается отходом.
«Открывать дополнительные участки под размещение фосфогипса – это значит накапливать экологический ущерб области», — сделал вывод общественник.
Выступавший вслед за ним генеральный директор ЗАО «Балаковские минеральные удобрения» Алексей Грибков возразил ему. «Мы используем самый чистый экологический материал — апатиты с Кольского полуострова, — сказал он. По его словам, проект по расширению отвала разрабатывали ведущие научные организации и соответствует нормативным требованиям. Он добавил также, что в его распоряжении есть экспертизы, которые свидетельствуют о том, что с 2005 по 2013 годы никакого загрязнения (сверх нормы) почвы и реки Иргиз от деятельности предприятия не было.
Член Общественной палаты, эколог Ольга Пицунова отметила, что до тех пор, пока фосфогипс — сырье, предприятии не выгодно его перерабатывать, чтобы не платить за накопившиеся отходы. По ее словам, «Они просто не заключают контракты, а пытаются нажиться на отходах, загрязняющих окружающую среду. Любой отход содержат редкоземельные элементы, или радионуклеиды. Даже если они в малых дозах, они все равно загрязняют воду. Это малая доза радиации. Выпив воды с радионуклеидами, мы получаем свободные радикалы, соответственно, старение и микродозу излучения».
«Люди, зная полезность фосфогипса, сами вывозят его на свои участки. А ведь они заразу к себе в дом не потащат», — сказал Грибков, добавив, что «Фосагро» вкладывает большие деньги в развитие экологичности предприятия.
По словам А.Ландо, ему понятны попытки представить ситуацию нормальной, но это делается для того, чтобы не платить. Но все на виду: растет гора с фосфогипсом и портится природа. По словам общественника, платить надо не только по закону, но и совести. Разве не понятно, что если из миллионов тон так называемого вторсыря, предприятие ежегодно перерабатывает лишь 20 тыс. тонн, на больше нет спроса, это уже отходы. А за него установлены законом другие цены.
Искать покупателей своей «продукции» в регионах предприятие не хочет, потому что, по мнению общественников, цена за его хранение их устраивает. Но, это не может дальше устраивать область.
Депутат областной Думы Алексей Мазепов предложил решать эту проблему совместно. «Если вы хотите, давайте реализовывать сырье на другие области», – сказал он. По его словам, если сырье столько лет не используется, это уже отходы.
Член Общественной палаты Владимир Незнамов отмети, что высоко ценит инициативу администрации предприятия, которая решила вынести на суд Общественной палаты этот вопрос. Но, по его словам, он был настроено к решению вопроса положительно, но оппоненты его не убедили, что у них все нормально, все по закону. Аналогичную мысль высказал также его коллега по Общественной палате Дмитрий Чернышевский. По его словам, он несколько оскорблен также поведением некоторых представителей предприятия, которые вместо того, чтобы все разъяснять и аргументировано доказывать свою правоту, читают лекцию для общественников, демонстративно показывая, что они ничего не понимают.
В завершение мероприятия выступил советник гендиректора ОАО «Фосагро» Валерий Федоров. Он назвал свою компанию публичной и открытой. По его словам, возникшие разногласия не должны портить общее впечатление. «Мы умеем слушать, говорить и делать правильные выводы. Мы за этим и приехали. Мы вас услышали», — сказал он.
Разъясняя позицию Общественной палаты, Александр Ландо отметил, что поступающие от предприятий платежи идут на улучшение экологической обстановки на территории области. Поэтому, каждое предприятие, находящее на территории области должна платить: не откатами и не чиновникам, а в бюджет, на благо всех жителей области.