Состоялось заседание Совета Общественной палаты, посвященное вопросу обеспечения безопасности учащихся в образовательных учреждениях и анализу трагедии, произошедшей в школе № 263 Москвы, когда учащийся этой же школы ворвался в здание с оружием, захватил в заложники целый класс учеников и застрелил двух человек. Открывая заседание, председатель Общественной палаты отметил, что трагическое событие в столичной школе не оставило никого равнодушным и заставило общественников собраться и обсудить ситуацию в саратовских школах, чтобы не допустить в них таких трагедий.
В заседании Совета приняли участие также Министр образования Саратовской области Марина Епифанова, заместитель председателя Саратовской областной Думы Татьяна Ерохина, представители управления ГУ МВД по Саратовской области, областной прокуратуры и другие.
Председатель палаты рассказал, что утром он заезжал в некоторые школы Саратова, чтобы еще раз посмотреть, как устроена в них система охраны. Аналогичным образом поступили также некоторые члены Общественной палаты, чтобы лично убедится в надежности «системы». Он предложил обсудить проблему с нескольких точек зрения. В частности, качества охранной деятельности в школах и качества психологической работы со школьниками.
По мнению самого председателя, есть смысл подумать над тем, чтобы охрану в школах осуществляли работники полиции, которые более подготовлены для этой работы и они психологически больше воздействуют на злоумышленников. Относительно психологической работы со школьниками, по его мнению, важность этой работы пока не в полной мере осознают в школах. И, зачастую, в результате оптимизации, в первую очередь сокращаются должности психологов. Это имеет место, в частности в сельских школах. Он еще раз обратил внимание на проблему психологического тестирования не только школьников, но и учителей, которые не всегда адекватно ведут себя по отношению к школьникам.
Продолжая разговор о важности психологической работы, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Позитив» Людмила Федкулина отметила, что хотя до конца и не ясна причина случившейся трагедии, но, тем не менее, очевидна, что важно обращать внимание на вопрос обеспеченности школ психологами. По ее словам, на тысячу учеников — один психолог — это недостаточно. Но, в наших школах это пока выглядит таким образом. Кроме того, есть проблема подготовки для школ не клинических психологов, которое сегодня имеет место быть, а специализированных, ориентированных на работу в условиях таких групп, как образовательные учреждения. Она обратила внимание также на проблему взаимодействия родителей и детей, которые часто остаются непонятыми своими близкими. По ее словам, дети и взрослые «разучиваются» общаться. Общение происходит в виртуальном мире, что чревато тяжелыми последствиями.
По словам другого психолога, Элеоноры Штейнберг, необходимо проводить профилактику «изгойства» в школах, когда некоторые дети отвергаются классом. По информации в московской школе, где произошла трагедия, многие приметы показывают на это.
Член Общественной палаты Александр Степанов предложил провести всеобщее психологическое обучение учителей, чтобы они имели первичные навыки определения психологических проблем среди учеников и оказания им первичной психологической помощи. Но, главной причиной всех трагедий, связанных с детьми, он назвал отсутствие их занятости.
Председатель Комиссии по здоровому образу жизни Наталия Королькова продолжила эту мысль, добавив, что для детей должны быть духовные ориентиры. По ее словам, многие родители сегодняшних детей выросли в 90-е годы прошлого столетия, когда исчезли в обществе духовные ориентиры. Главная ценность для многих – богатство. Агрессивность вокруг «зашкаливает. Дети, живя в этих условиях, часто просто не выдерживают.
Александр Ландо поднял также вопрос ликвидации пионерской организации, которая в советские годы являлась объединяющей силой для детей. По его словам, ее надо было переименовать, убрать ту «идеологию» и продолжить работу.
Заместитель председателя Общественной палаты Юрий Голуб обратил внимание на доступность огнестрельного оружия. Он высказал мнение, что в силу такой доступности, ребенок в кризисную для себя минуту, взялся за оружие. Он призвал, к тому, чтобы этот трагический случай не стал поводом для давления на школы, которые также нуждаются в помощи.
Руководитель комиссии Общественной палаты по работе с правоохранительными органами, президент группа компаний «Гранит» Владимир Незнамов назвал ошибочным представление о том, что охранник мог воспрепятствовать пронесению в школу оружия, если бы он был более подготовленным. По его словам, в данном случае в московской школе охранник действовал по инструкции: увидел вооруженного человека, он вызвал оперативную группу. Он отметил также, что психологически не каждый человек, даже подготовленный, может броситься с голыми руками на вооруженного человека, тем более в условиях школы. Он предложил искать корень зла в воспитании нравственных ценностей среди детей. По его словам, ответственно должны подходить к своим обязанностям также телеканалы, в сетке которых преобладают фильмы, где стреляют и убывают.
Член Общественной палаты Юрий Виткин обратил внимание на проблему «виртуальной увлеченности» детей, которые часто не в состоянии понимать реальность. Он также критически отозвался о программе «Пусть говорят» с известным телеведущим Андреем Малаховым, который ради рейтинга своей программы наспех собрал очевидцев трагедии и находящихся в стрессовом состоянии детей и задавал им вопросы. По словам общественника, это недопустимо, и общественность обязана реагировать на такие случаи. Председатель Общественной палаты согласился с этим, добавив, что об этом надо сказать Общественной палате РФ.
Одним из средством профилактики понимания состоянии детей, по словам члена Общественной палаты Николая Скворцова, может стать изучение учителями страниц в социальных сетях. Но его слова были негативно восприняты министром образования области.
Мысль о не всегда уместном применения силы против правонарушителей развил в своем выступлении также начальник отдела организации и эксплуатации технических средств охраны и безопасности УВО регионального управления МВД Алексей Дундин, который заявил, что по инструкции сотрудники полиции не имеют право применять табельное оружие в условиях накопления людей, если оно может привести к трагедии. Он именно этим объяснил случившееся в московской школе, когда сотрудники полиции не смогли воспользоваться табельным оружием, и один из них был убит, а другой — ранен.
Обращаясь к проблеме взаимодействия в школах, он отметил неправильность перекладывания вины друг на друга: на родителей, на школу. По его словам, существует комплекс проблем, и надо рассмотреть, что реально можно изменить. Сегодня в школах нет такого доверия, которое было раньше. Он привел несколько примеров плохого взаимоотношения в школах: «В пошлом году, когда я пришел с ребенком в школу, у входа стояла первоклассница-отличница и плакала из-за двойки. На уроке во время диктанта она уронила ручку, и учительница наорала, не дав поднять ее. Был случай, когда учитель начального класса не разрешал детям выходить с урока в туалет».
Кроме того, он отметил, безразличие окружающих. «Подросток оружие не по воздуху пронес», — сказал он, показывая, что этого никто из окружающих не заметил.
Министр образования области Марину Епифанова согласилась с мнением общественников, что многие вопросы, связанные с обеспечением безопасности в школах и психологической работой, надо развивать постоянно. Но все же, пресловутый корень зла она видит в подходе финансирования образовательных учреждений, которое осуществляется по соотносительному принципу. То есть, чем меньше учеников в школе, тем меньше в них финансирование прочих административно-вспомогательных работников, к числу которых относятся психологи и воспитатели.
Депутат Саратовской областной Думы Татьяна Ерохина выделила в проблеме две составляющие: состояние внутреннего мира ребенка и непосредственно обеспечение безопасности. По ее словам, актуальной является умение слушать и слышать ребенка всеми, кто его окружает: родителями педагогами, одноклассниками. Она предложила провести по второй составляющей – безопасности в школах, комплексную ревизию для оценки реальной ситуации в них.
После обсуждения главной проблемы, Александр Ландо плавно перевел его на другую актуальную проблему, которой общественники давно и упорно занимаются – так называемые «поборы». Он обратил внимание на факты невыполнения некоторыми школами приказ министра образования о недопустимости принуждения родителей к недобровольной поддержке школ. Председатель палаты отметил, что этот вопрос будет на постоянном контроле общественников. Министр обещала проверить все факты.