В прошлую пятницу Комиссия Общественной палаты по социальной политике и здоровому образу жизни провела расширенное заседание в городе Пугачеве. И на этот раз, как и раньше, в повестке мероприятия стоял традиционный для таких выездных заседаний вопрос: “Как осуществляется общественный контроль за выполнением майских (2012 г.) Указов Президента РФ в сфере социальной политики?” В частности, предстояло собрать информацию о таких проблемах как: профилактика социального сиротства и пути решения проблемы; социальная поддержка многодетных семей; защита материнства и детства; трудоустройство инвалидов; формирование здорового образа жизни (с учетом экологической обстановки в районе).
В работе заседания приняли участие члены Общественной палаты Наталия Королькова, Валентина Боброва, Ольга Пицунова, Евгений Лузановский, а также председатель комитета Министерства социального развития области Светлана Савочкина, члены общественного совета Пугачевского района, члены общественного совета при отделе внутренних дел г. Пугачева, представители администрации Пугачевского муниципального образования, отдела внутренних дел, общественности и СМИ. В ходе заседания, выслушав многочисленные отчеты о проведенной работе центра социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних, службы опеки и попечительства, управления образования, отдела по молодежной политике, спорту и туризма, центра развития творчества детей и юношества, общественного совета ОВД «Пугачевский», центра занятости, участники заседания остановились на обсуждении основных проблем. Среди них — главными являются проблемы занятости населения и низкого уровня жизни.
Обобщая всю информацию, полученную в ходе расширенного заседания, Комиссия пришла к определенному выводу. В частности, Центр занятости населения района ставит ограничения по постановке на учет безработных граждан. Формальным основанием для этого является требование о предоставлении справки о средней заработной плате, которую безработным получать негде. Из этого можно делать вывод, что реальная безработица на территории района больше официальной в разы. Многие работают неофициально, учета такого населения не ведется. Предлагаемые центром занятости вакансии слишком низкооплачиваемые, поэтому остаются невостребованными.
На этом фоне большим подспорьем для селян мог бы стать заработок от реализуемой ими сельхозпродукции, в частности, мяса. Но, к сожалению, и тут возникает проблема. Из-за отсутствия мясоперерабатывающего производства в городе люди вынуждены отдавать свою продукцию за бесценок перекупщикам из соседней Самарской области.
На территории района плохо выполняется программа по выделению земельных участков многодетным семьям. В частности, из 200 семей, состоящих на учете, получила земельный участок под строительство жилья только 91 семья. Еще одной острой проблемой, связанной с социальным обеспечением семьи, является выплата пособий. Так, из 5200 семей, проживающих в Пугачевском районе, 4100 получают социальное пособие на детей, как малообеспечнные. Это свидетельствует об уровне жизни жителей района. Таким образом можно констатировать, что исполнительным органом власти в районе не приняты меры к изменению сложившейся ситуации. Такое положение не может способствовать снятию социального напряжения среди населения, вынужденного уезжать на заработки за пределы района и области.
Не решаются в городе Пугачеве и вопросы с утилизацией бытовых отходов, улучшением качества питьевой воды. Не предпринимаются меры по воспитанию экологической культуры среди населения в отношении бездомных животных. Люди приручают животных, а когда они становятся обузой, то их выбрасывают на улицу. Очевидцы рассказывали о фактах жестокого обращения с животными.
По данным опеки и попечительства в районе 309 детей-сирот, а создано только 4 приемных семьи. 260 детей сирот по-прежнему стоят в очереди на получение жилья. Кроме того, 65 семей взрослых детей-сирот нуждаются в квартирах.
На заседании была выявлена серьезная проблема с обеспечением пожарной безопасности в районе. Так, в настоящее врем в связи с так называемой оптимизацией, другими словами, сокращением пожарных служб, на обслуживании одной пожарной машины по району приходится от 3 до 5 сел. Такая же неблагополучная ситуация и с участковыми уполномоченными полиции. Территория, которую обслуживает один участковый уполномоченный, составляет до 4 сел. При этом существует реальная проблема с обеспечением транспортом всех участковых уполномоченных.
Последствия оптимизации сказываются и на воспитательных функциях школы, где идет сокращение ставок вожатых и психологов.
По результатам обсуждения всех вопросов достигнута договоренность о постоянном контроле за ситуацией во всех сферах социальной направленности. Комиссия Общественной палаты области будет оказывать информационно-методическую помощь общественному совету района и общественному совету при райотделе внутренних дел с целью влияния на изменение ситуации в положительную сторону.