Состоялось заседание Межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений по проектам нормативно-правовых актов и рассмотрению обращений Общественной палаты на котором обсуждался проект закона Саратовской области № 5-11318 «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Саратовской области и их отдельных положений». В работе заседания приняли участие члены и эксперты Комиссии, а также представитель Министерства экономического развития и инвестиционной политики области – Екатерина Демянюк.
Как пояснил председатель Комиссии Николай Скворцов, изменения в предлагаемом законопроекте носят технический характер. В связи с принятием Федерального законодательства, областной закон приводится в соответствие с ним. Для разъяснения ситуации, он представил слово первому заместителю начальника управления развития предпринимательства министерства экономического развития и инвестиционной политики области Екатерине Демянюк. По ее словам, в законопроекте речь идет об изменении субъекта правоприменения за нарушения порядке рассмотрения обращений граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства. Областное Министерство, которое до принятия Федерального закона выполняло правоприменительную функцию в этой сфере, слагает с себя эту обязанность. Теперь она принадлежит исключительно прокуратуре.
Как следует из пояснительной записки к областному законопроекту, которое было подготовлено Министерством, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года “59- ФЗ (далее — Федеральный закон 59-ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, должностными лицами распространен также на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Соответствующие изменения внесены и в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), которая устанавливает санкции за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Законом Саратовской области от 3 декабря 2009 года № 201-ЗСО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» установлен порядок рассмотрения письменных обращений субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
На основании вышеизложенного, порядок рассмотрения обращений государственными органами, должностными лицами предусмотренный Федеральным законом № 59-ФЗ, распространяется, в том числе на обращения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме этого, в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 59- ФЗ лица, виновные в нарушении федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Законом Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», статьей 3.1.1 предусмотрен состав административного правонарушения за нарушение порядка и сроков рассмотрения письменного обращения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Аналогичная норма закреплена и в подпункте 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Из этого следует, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе регулировать сферы общественных отношений, составляющие предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.
Таким образом, в целях исключения двойного толкования и несогласованности норм областного законодательства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства с нормами федерального законодательства, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» и признать утратившими силу отдельные положения Закона Саратовской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области>>.