На очередном заседании Комиссии Общественной палаты по социальной политике и здоровому образу жизни граждан были рассмотрены несколько социально-значимых вопросов с участием представителей государственных органов. На нем члены Комиссии еще раз вернулись к некоторым проблемам, которые уже обсуждались на прошлых своих заседаниях для анализа результатов принятых решений.
Первый вопрос из их числа — соответствие закона Саратовской области от 6 декабря 2012 года № 199-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
Напомним, что указанный вопрос уже обсуждался по предложению пенсионера Александра Федотова, который считает, что упомянутый законодательный акт нарушает права и интересы большинства пенсионеров, проживающих на территории области. Тогда было предложено еще раз проанализировать данную ситуацию, чтобы выйти с конкретными предложениями в органы власти, от которых зависит принятие соответствующих решений.
На этот раз, Комиссия поддержала предложение Александра Федотова. В частности, было решено обратиться к депутатам Саратовской областной Думы пересмотреть положения вышеупомянутого закона с целью освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг ветеранов войны — тружеников тыла, достигших возраста 85 лет (на сегодняшний день данной льготой в Саратовской области пользуются инвалиды войны и участники войны); для остальных ветеранов войны — тружеников тыла стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установить в размере 10 процентов. Кроме того, предложено стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для граждан установить в размере22 процентов.
Общественники считают, что необходимо также установить стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для отдельных категорий граждан, в числе которых получающие трудовую пенсию по старости, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющими III и II степени ограничения способности к трудовой деятельности; одиноких родителей (усыновителей) и проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей — 15 процентов.
Комиссия обсудила также вопрос о ходе восстановительных работ сгоревшего дома на улице Дома 8 Марта. Ответственный по данному вопросу член Комиссии Валентин Паркин сообщил, что полностью восстановлена крыша дома и заменены потолки квартир, пострадавших от пожара. Нерешенным пока остается вопрос ремонта подъездов и других мест общего пользования. Присутствовавшая на заседании одна из жильцов дома сообщила, что возникли проблемы с сушкой межэтажных конструкций (полов и потолков), пострадавших от обильного полива водой во время тушения пожара. В свете данной проблемы, общественники решили обратить внимание соответствующих служб на проблему щадящих методов тушения пожаров, возникающих в старых домах.
На основании анализа информации, поступившей в Общественную палату из разных источников, общественники пришли к выводу, что проблема решения многих вопросов с ремонтом дома связана с отсутствием финансовых средств. Заместитель главы администрации Октябрьского района г. Саратова, на территории которого расположен пострадавший дом, Александр Павлов из каких-то соображений не стал комментировать этот вопрос и сообщил, что «администрация работает над проблемой».
Тем не менее, было принято решение обратиться для решения этого вопроса к депутатам районного и областного уровней по Октябрьскому району, с предложением изыскать по своим каналам способы для решения возникающих проблем.
Третий вопрос, который обсудили члены комиссии, был, пожалуй, самым эмоциональным. Это системные проблемы получения инвалидности.
Поход за справками в медицинское учреждение, а затем на экспертизу в бюро медико-социальной экспертизы сопряжено с эмоциональным стрессом для пациента и его родных.
Зато все гладко на бумаге. Как рассказала заместитель руководителя по экспертной работе Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Ольга Кузина, для признания инвалидности в первую очередь следует обращаться в поликлинику по месту жительства. Если основания для оформления инвалидности имеются, врач дает направление на медико-социальную экспертизу. Таких на территории Саратовской области около трех десятков, 17 из которых находится в г. Саратове, а 11 – в районах области. По профилю они делятся на общие, смешанные и педиатрические.
Решение по делу о признании человека инвалидом принимает комиссия в составе трех человек. Если гражданин в силу своих ограниченных возможностей не может самостоятельно явиться на экспертизу, по решению начальника бюро комиссия проводит освидетельствование на дому или заочно. Лицу, признанному при проведении медико-социальной экспертизы инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, также для него прописывается индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Всё звучит очень организовано. Но на заседании Комиссии были приведены примерыбездушности и черствости со стороны некоторых комиссий. Пенсионерка Артемова, например, три года не может оформить инвалидность брату, которому до пенсии осталось три года, но из-за болезни он не может работать. Семья Насибян не может получить инвалидность для пятнадцатилетнего сына, перенёсшего сложную операцию по удалению инородного предмета – катетера, из сердца ребенка, оказавшего там, кстати, из-за халатности врачей еще в роддоме. Еще одна обратившаяся — молодая 22-летняя девушка смогла получить инвалидность лишь после перенесеннойсерии сложнейших операций и долгих мучений. Этот список можно продолжить.
Как признались члены комиссии, все приведенные истории свидетельствуют, что в деятельности многих экспертных комиссий отсутствует человечность.
В какой-то мере представителей МСЭ пытался поддержать председатель Саратовского отделения Всероссийского общества инвалидов Владимир Котин. По его словам, все же виной всему является инструкция, которая ставит экспертов в жесткие рамки.
Тем не менее, по словам Ольги Кузиной ежегодно первичное освидетельствование с целью получения группы инвалидности проходят около 11 тысяч человек, при этом только в 10% случаев инвалидность не устанавливается. При повторном обращении за подтверждением ранее установленной инвалидности (30-38 тысяч человек) отказы составляют всего 5%. С начала года лишь 700 граждан обжаловали отказные решения.
Председатель Комиссии Наталия Королькова скептически отнеслась к этим цифрам и попросила представителя областного МСЭ представить в Общественную палату более конкретные данные. Она выразила озабоченность тех, кто считает, что на экспертов оказывается давление с целью уменьшения количества граждан, признаваемых инвалидами.
Но на вопрос члена Комиссии Ольги Пицуновой «не стимулируется ли снижение количества получаемых инвалидность повышением заработной платы экспертов, как в полиции раскрываемость преступлений», эксперт дала отрицательный ответ.
Тем не менее, Наталия Королькова призвала учреждение к тому, чтобы оно руководствовалось соображениями гуманности, этики и духовности.
Было принято решение обратить внимание органов власти на существующую проблему сочетания норм морали и права в положении, регламентирующем деятельность медико-социальных экспертиз.