Общественная палата Саратовской области провела общественные слушания на тему «Добровольно-принудительное участие родителей в финансовых пожертвованиях для школ и детских садов: правовые и организационные аспекты».
Кроме членов Общественной палаты, на круглый стол были приглашены и участвовали министр образования Саратовской области Марина Епифанова, заместитель председателя Саратовской областной Думы Татьяна Ерохина, Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева, заместитель главы администрации Саратова Ирина Колесникова, представители ГУМВД и прокуратуры Саратовской области, директора школ, журналисты.
Открывая заседание круглого стола, заместитель председателя Общественной палаты д.м.н. профессор Ирина Зайцева объяснила повод для такого представительного собрания. По ее словам, в Общественную палату поступают многочисленные жалобы родителей, которые считают, что добровольный сбор денег в школах и дошкольных учреждениях часто носит принудительную форму. «Поэтому сегодня собрались, чтобы разобраться во всем», — сказала она.
Первым начала дискуссию министр образования области Марина Епифанова, которая рассказала предысторию появления так называемых попечительских фондов, к работе которых сегодня предъявляются многочисленные претензии. По словам министра, работа по созданию попечительских советов в школах началась с 1999 года после соответствующего указа президента РФ Бориса Ельцина. Министр отметила, что на сегодняшний день законодательная база полностью сформирована. В 90% образовательных учреждений попечительские советы имеют статус юридического лица, а собираемые ими средства направляются не только на хозяйственные нужды, но и на поддержку одаренных учеников и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Она отметила также, что «Попечительство в образовании было всегда в той или иной форме. Мы должны признать, что, к сожалению, состояние бюджета таково, что мы не можем отказаться от помощи родителей». Она подчеркнула, что обеспечение школ хозяйственными товарами бюджет обеспечивает на 30% (содержание телефонов, вывоз мусора и т.д.), «остаток приходится брать у родителей, но это дело добровольное», — сказала министр.
Член Общественной палаты и руководитель детского благотворительного фонда САВВА Ольга Коргунова привела пример матери-одиночки, воспитывающей троих детей, двое из которых являются инвалидами. По ее словам, когда эта мама не смогла внести деньги в попечительский фонд школы, где учится ее ребенок, ей сказали, чтобы она принесла хотя бы туалетную бумагу.
По словам президента Ассоциация попечителей образования Антона Глущенко, необходимо четко разделить понятия «легальное поступление денег на счет попечительского фонда» и «поборы». Организация, которой он руководит, по его словам, легально аккумулирует все средства, поступающие на счет организации, адресованные конкретным школам, которые выделяются им же по их заявкам. А за свои услуги организация изымает 12% от общей суммы, которые тратятся на заработную плату своих сотрудников.
Если выразиться просто, то его организация выполняет посредническую роль между школой и родителями, оказывающими ей помощь. При этом, на вопрос члена Общественной палаты Юрия Виткина, «сколько в денежном выражении составляет 12% в год?», руководитель организации затруднился ответить, выразившись, что «год на год не приходится».
Подключившись к разговору, председатель Общественной палаты Александр Ландо, назвал всякого рода «поборы» в школах просто возмутительными. «Люди мне говорят: «Когда же вы покончите с этими поборами?». Когда я стал этой проблемой заниматься, выяснилось, что в одной школе берут 500 рублей, в другой 700, в третьей — 1000. По его словам, есть школы, где сразу говорят, что деньги собираются для конкретной цели, например, для замены окон.
Общественник привел несколько примеров. Он рассказал, что ему написали родители ученика одной из саратовских школ о том, что четыре года подряд они сдавали деньги на ремонт одного и того же класса. Когда же, наконец, помещение было отремонтировано, детей перевели в другой класс.
Кроме того, по словам Александра Ландо, практически во всех школах деньги собираются наличными. «Сколько донесли до директора школы – невозможно проверить. Куда их дел директор – тоже», – сказал он.
Он также добавил, что возникают абсурдные ситуации, когда дети получают бумажки от учителей с требованием к родителям сдать деньги. «Через детей начали работать! Ребенок приходит и говорит: «Мне надо сдать деньги!». Возмущенный такой ситуацией, председатель Общественной палаты привел пример семьи из г. Энгельса, где женщина оформила опекунство над ребенком-сиротой. В школе, где учится ее ребенок, в ответ ее нежелание сделать добровольное пожертвование, ей сказали: «вы же государственные деньги получаете — возьмите из опекунских«.
Крайне возмутил председателя Общественной палаты также факт организаций типа Ассоциации попечителей образования, которые, по его словам «паразитируют на детях». 2Необходимо досконально разобраться, насколько соответствует работа такой организации не только закону, но и здравому смыслу», — сказал он.
«Родители рвут жилы, а все молчат, в том числе молчит и прокуратура. Известны факты, когда высокопоставленные руководители и силовики сами платят поборы и молчат об этом», – добавил Александр Ландо.
Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева поддержала возмущение Александра Соломоновича. Она рассказала, что в ее адрес поступает много писем, которые можно разделить на два вида: жалобы на сами поборы и на ту форму, в которой это происходит.
Она привела в пример несколько случаев, подчеркнув, что «когда педагог во всеуслышание начинает попрекать ребенка, напоминать о сдаче денег – это унизительно и оскорбительно».
По ее словам, многие родители, имеющие возможность внести средства, не хотят платить после таких инцидентов.
В свою очередь, представитель прокуратуры Максим Калигин заметил, что все эти сборы в попечительские советы могут быть только добровольными.
«Некоторые руководители учреждений этого не понимают, видимо», — сказал он. Также представитель прокуратуры призвал граждан активнее обращаться в органы прокуратуры о фактах принуждения к внесению денег в фонды школ.
Общественниками было предложено также о создании специальной мониторинговой группы для анализа ситуации и выработки конкретных механизмов, которые будут способствовать развитию школ без нарушения прав учеников и их родителей.
Председатель Общественной палаты и министр образования Саратовской области договорились, что министерство подготовит до конца текущего года соответствующий документ для придания прозрачности деятельности попечительских фондов на территории области.