Состояние Саратова с точки зрения количества автомобильных пробок и припаркованных на проезжей части автомашин, доставляющих определенные трудности пешеходам и автомобилистам, пожалуй, ничем не отличается от других крупных городов России. Сегодня автомобиль превратился из средства передвижения в проблему для горожан.
Проблему регулирования процесса разгрузки Саратова и других городов области от чрезмерного количества автотранспорта в какой-то мере должны решить вступивший в силу с 1 июля 2012 года Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и областной закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области», который пока еще не принят.
В рамках очередного заседания Общественной палаты Саратовской области, прошедшего 31 августа, состоялось обсуждение проекта указанного областного закона, в котором приняли участие не только члены Общественной палаты, но и представители других заинтересованных организаций, в числе которых – депутат Саратовской областной Думы Леонид Писной, начальник УГИБДД ГУВД по Саратовской области Павел Рогов, представители областной прокуратуры, министр — председатель Комитета общественных связей и национальной политики области Борис Шинчук и др.
Открывая заседание, председатель Общественной палаты Александр Ландо отметил важность обсуждаемого законопроекта, затрагивающего права и интересы каждого жителя области.
В силу п. 3.2 ст. 12 и п. 3.2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а на автомобильных дорогах общего пользования местного значения – к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, при нарушении водителем транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств, органы Госавтоинспекции вправе применять такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства.
Однако, как уже было отмечено, для реализации указанных норм федерального законодательства требуется принятие областного закона, которое, к сожалению, несколько задержалось по объективным и субъективным причинам.
Открывая заседание, Александр Ландо отметил важность обсуждаемой проблемы, которая затрагивает интересы практически всех жителей области, и предложил присутствующим внимательнее ознакомиться с текстом законопроекта, чтобы своими советами помочь законодателям найти оптимальное решение проблем в обсуждаемой сфере правоотношений с соблюдением прав человека.
Депутат Леонид Писной, который является одним из авторов законопроекта, познакомил присутствующих с ходом работы над ним.
По его словам, на сегодняшний день в законопроект вносятся поправки и уточнения, поступившие в большом количестве от заинтересованных граждан и организаций. Но все же есть пока вопросы, которые не нашли ответа. Одним из таких вопросов он назвал извещение владельцев транспортных средств об эвакуации принадлежащих им автомобилей.
Сначала предполагалось возложить информирование об эвакуации на организацию, которая будет осуществлять эти действия. Позже, по словам депутата, они «промониторили все возможные варианты: дозвон в дежурную часть, службу технического обслуживания и даже размещение табличек о том, что работает эвакуатор и номер телефона». Но окончательное решение пока не принято.
Александр Ландо предложил создать два-три телефонных номера, которые будут известны каждому автомобилисту «так же, как и номер страхователя». По его словам, «человек, который оставил машину в ненадлежащем месте, должен потом понимать, где ее искать».
Ландо отметил также, что он является сторонником финансовой ответственности тех, кто нарушает правила: «Не хочешь, чтобы с тебя брали деньги, – не нарушай! Сколько платить? Много – значит много! Зато в следующий раз нарушитель не будет оставлять автомобиль!». При этом, по его словам, «закон должен действовать для всех одинаково».
Он отметил, что не видит других средств борьбы «с существующей на улицах города вакханалией».
Начальник УГИБДД ГУВД по Саратовской области Павел Рогов проинформировал, что владелец автомобиля должен заплатить 4000 рублей за эвакуацию и 100 рублей в сутки за хранение на автостоянке.
Заместитель председателя Общественной палаты Сергей Утц отметил, что Общественная палата не должна занимать, по его словам, «антинародную позицию». Он считает, что цены за эвакуацию и хранение автомобиля совершенно не соответствуют затратам. Поэтом при проведении аукциона по выбору организаций, осуществляющих эвакуацию и хранение автомобилей, предпочтение должно отдаваться тем, кто предлагают наименьшую цену за свои услуги.
По его словам, данная услуга не должна превращаться в доходный бизнес.
— Мы не должны создавать кормушку для каких-то организаций за счет автовладельцев, – сказал он.
Сергей Утц предложил использовать для информирования граждан возможности Интернета и на специальном сайте размещать информацию об эвакуированных автомобилях и месте их нахождения.
Руководитель группы оперативного реагирования при совете Общественной палаты Юрий Виткин рассказал, что в США автовладельцы преднамеренно оставляют под стеклом своих автомобилей информацию о себе с контактным телефоном, чтобы в случае эвакуации его машины соответствующие службы могли проинформировать их.
Павел Рогов рассказал, что на сегодняшний день вся информация об эвакуации автомобилей по вызову инспекторов ГИБДД поступает в дежурную часть полиции. Поэтому, позвонив на телефонный номер 02, автовладелец может получить информацию об ее эвакуации, если она имело место.
— В Саратове за день эвакуируются до 70-80 машин, – сказал Рогов и заметил, что, несмотря на выросшие с 1 июля штрафы, нарушений меньше не стало. – Наша служба в состоянии очень быстро решить вопрос об очистке города от машин, припаркованных на тротуарах, в том числе тех, которые стоят без движения долгое время. Но, куда вести? – задался он вопросом. – На стоянках не принимают такие машины. Они говорят «Везите к нам машины, задержанные за управление ими в нетрезвом состоянии. Мы знаем, что, протрезвев, владельцы приедут за своими машинами. А за бесхозной машиной никто не придет».
Начальник УГИБДД ГУВД предложил подумать также о проблеме нехватки автостоянок, куда можно эвакуировать автомобили, совершившие правонарушение, а также автомобили, нуждающиеся в эвакуации после ДТП.
Было выяснено, что на территории Саратова действует только три стоянки, в то время как в соседней Самаре их 20, а в Волгограде еще больше.
Представитель областной прокуратуры выделил несколько важных вопросов. Прежде всего, он отметил, что при принудительной организации эвакуации автомобилей необходимо, чтобы соответствующие организации не допускали нарушение прав автовладельцев. Во-вторых, необходимо, чтобы в законе был четко урегулирован вопрос вызова эвакуационной службы. Инспектор ГИБДД должен вызывать соответствующую службу не по своему усмотрению, а по правилам, исключающим возможность коррупции в этом вопросе. У всех служб, получивших соответствующее разрешение на ведение такой деятельности, должны быть равные возможности. Для этого целесообразно создать единую диспетчерскую службу. Прокурорский работник отметил, что эвакуация не должна быть воспринята автовладельцами как мера наказания. Мера наказания – это штраф. А эвакуация автомобилей направлена на очистку улиц города от техники, которая препятствует движению других автомашин, в том числе – общественному транспорту.
В этой связи он предложил взглянуть на этот вопрос намного шире, с учетом причин, приводящих к нарушению правил парковки.
— Мы должны очистить город, но без нарушения прав человека, – заключил он.
Развивая мысль работника прокуратуры, член совета Общественной палаты Александр Джашитов прямо назвал причину, приводящую, во многих случаях, к правонарушению: отсутствие в городе специальных парковок. По его словам, нельзя допустить, чтобы борьба с правонарушителями в сфере дорожного движения имела такой же результат, как и борьба с распитием спиртных напитков в общественных местах, когда закон есть, а пьяных меньше не становится.
В конце заседания Александр Ландо попросил представителей ГИБДД сообщить, изменилась ли ситуация с количеством лиц, привлеченных к ответственности за неправильную парковку. Прозвучал положительный ответ. Например, если за месяц до вступления в силу федерального закона количество оштрафованных составило 340 человек, то в июле, когда закон вступил в силу, эта цифра увеличилось до 700. Если учесть, что размер штрафа составляет от одной тысячи до полутора тысяч рублей, то нетрудно посчитать общий размер дохода за месяц.
— Да, разница большая, но, к сожалению, это пока ни как не отразилось на снижении количества правонарушений, связанных с неправильной парковкой, – добавил А. Ландо.
В конце заседания было принято решение поручить члену совета Общественной палаты Николаю Скворцову обобщить все замечания и предложения к законопроекту, которые были высказаны участниками заседания и которые могут еще поступить, чтобы отправить их к разработчикам законопроекта.