ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 102766-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 102766-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее — законопроект).
Общественная палата Российской Федерации отмечает, что порядок принятия данного законопроекта не соответствуют нормам, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации, т.к. внесение поправок в КоАП РФ (ст. 4 законопроекта) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Общественная палата Российской Федерации разделяет исходную позицию авторов законопроекта относительно необходимости более эффективного регулирования деятельности НКО, получающих иностранное финансирование, с тем, чтобы исключить использование соответствующих средств для вмешательства во внутриполитическую жизнь нашей страны.
В то же время ряд положений данного законопроекта существенным образом противоречат этой его исходной задаче. Так, законопроект вводит применительно к некоммерческим организациям новое для российского законодательства понятие «иностранный агент», предусматривающее дополнительные обязанности и меры государственного контроля. В действующем законодательстве термин «агент» употребляется для обозначения лица принявшего на себя обязанность за вознаграждение совершать по поручению другого лица (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Некоммерческие организации в соответствии с действующим законодательством не могут создаваться с целью выполнения воли другого лица. Таким образом, употребление термина «агент» по отношению к некоммерческим организациям противоречит действующему законодательству.
Более того необходимо отметить, что в сознании большинства граждан России словосочетание «иностранный агент» воспринимается с явно негативной коннотацией. Это соответствует одному из наиболее распространенных определений слова «агент», приведенного в Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова (агент — шпион).
В этой связи Общественная палата Российской Федерации предлагает по всему тексту законопроекта использовать формулировку «организации, получающие денежные средства и иное имущество из иностранных источников на осуществление политической деятельности».
Серьезным недостатком законопроекта является использование в нем неоправданно расширительного толкования политической деятельности, а также формулировок, не имеющих нормативно закрепленного содержания, таких как «политическая акция», «формирование общественного мнения». По мнению Общественной палаты Российской Федерации, определение политической деятельности требует большей конкретизации, позволяющей избежать произвольного толкования норм закона в ходе правоприменительной практики.
Общественная палата Российской Федерации полагает, что нормы законопроекта не должны распространяться на социально ориентированные виды деятельности, осуществляемые некоммерческими организациями в соответствии с действующим законодательством (ФЗ № 40).
По мнению Общественной палаты Российской Федерации принципам права противоречит установление законопроектом дополнительных обязанностей (подпункт б) пункта 2 статьи 1) в зависимости от намерения получать денежные средства и иное имущество из иностранных источников. Рекомендуем закрепить последовательный подход — обязанность направлять в уполномоченный орган исполнительной власти заявление о включении в реестр по факту вступления в юридическую силу документа, являющего основанием для получения денежных средств и иного имущества из иностранных источников.
Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать развитие законодательного регулирования сферы отношений, связанных с иностранным финансированием политической деятельности в России, при условии внесения в законопроект отмеченных выше положений, носящих концептуальный характер