Контакты: 8 (8452) 26-31-37
О палате Новости Документы ОНК Саратов Контакты
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Доступная среда со множеством барьеров

 

О мероприятиях, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Саратовской области, в рамках участия в государственной программе РФ «Доступная среда» сообщалось в последние годы неоднократно.

 Хотя само понятие приоритетности, которое хоть и закреплено соответствующими реестрами объектов, думаю, должно быть в значительной степени расширено. Скажем, магазин одежды класса люкс, который не обеспечен входом, соответствующим нормам доступной среды, может и не являться формально таковым объектом. Но явно указывает на некую дискриминацию в отношении тех, кто, имея маломобильность, оказывается лишённым возможности посетить бутик и сделать в нём покупки.

На сегодняшний день, к сожалению, даже центр Саратова всё ещё отличается широким ассортиментом всевозможных барьеров и преград для людей с ограниченными возможностями. В этом я в очередной раз убедилась во время рейда, проведённого совместно с ветераном боевых действий, инвалидом-колясочником Виталием Телегиным. При том, что мы обследовали лишь небольшую часть в центре города, и даже далеко не все примеры того «как не надо делать» отметили фотофиксацией, было ощущение, что находимся на эдаком полигоне преодоления разного рода препятствий.

 Но сначала немного представлю человека, согласившегося стать экспертом по данной теме. Ещё в мае мы с Виталием встретились на Торжественном шествии в честь 76-ой годовщины Великой Победы, которое проходило на Театральной площади. В таком парадном строю военнослужащих вполне мог быть и он сам. Когда-то, ещё учась в школе, мечтал стать военным лётчиком, готовясь поступать в Саратовское лётное училище, серьёзно занимался парашютным спортом. Когда же медкомиссия училища не пропустила его в ряды курсантов лётного, он решил, что путь в небо может быть проложен в качестве десантника. Избрав для себя в качестве основного направления военную службу, он не намерен был останавливаться перед какими-либо преградами. После службы в армии, некоторое время работал стропальщиком на кирпичном заводе.

 Но призвание быть военным, всё равно взяло верх. В 1994 году он поступил на службу в Отряд Специального Назначения УИН МВД по Саратовской области. Через год, в январе 1995 года началась Первая чеченская война. А уже в марте саратовский отряд был командирован в г. Грозный. Через полтора месяца после выполнения поставленных задач, отряд вернулся в Саратов без потерь. Через год в марте 1996 отряд получил очередное задание и вновь был откомандирован на северный Кавказ. В этот раз во время выполнения поставленной задачи в Грозном по пути следования отряда на обочине дороги совсем рядом прогремел взрыв… Виталий получил тяжёлое слепое огнестрельное осколочное ранение головы и головного мозга, тупую травму позвоночника и баротравму спинного мозга. Но несмотря на тяжелейшее ранение он выжил, и нашёл в себе силы для того, чтобы продолжать движение по сложному жизненному пути, несмотря ни на что.

 А сил и энергии Виталию Телегину не занимать, ведь двигаясь, крутя руками колёса своего кресла по нашим дорогам и тротуарам, он делает это весьма стремительно, к тому же, виртуозно держа баланс! За ним порой с трудом поспеваешь, а он при этом заботливо обращает внимание на то, что «барьерная среда» создаёт массу неудобств не только тем, кому приходится передвигаться также, как и ему, но и мамам с детьми в колясках и на детских велосипедах, людям, катающимся на самокатах, скейтах и роликах. При этом стоит отметить, что есть ведь множество пешеходов, которые в силу проблем с опорно-двигательным аппаратом (а сейчас врачи констатируют, что постковидные осложнения настигают всё больше людей как раз по этой части) испытывают большие сложности как с лестницами, так и с перепадами высоты дорог и тротуаров на переходах.

Когда мы решили провести рейд, наш маршрут от Театральной площади пролегал через часть улицы Горького, по проспекту Кирова, улице Волжской с возвращением на проспект, мимо Крытого рынка – к улице Вавилова. И иногда на некоторые помехи Виталий уже не обращал внимание, скажем, лихо перескакивая через бетонную ложбинку ливнёвки, пересекающую тротуар на улице Горького. Но я-то видела, что даже с учётом его большой силы рук, движение колёс коляски затруднено. К тому же и механизмы колясок от подобных встряхиваний быстрее изнашиваются, а если кто-то будет двигаться на коляске с электроприводом, то есть вероятность застрять на этом месте. А всего-то надо на этот слив положить решётку, и проблема будет решена!

Но по пути нашего следования возникало ещё так много всевозможных препятствий, что порой мне хотелось, чтобы рядом с нами оказались те, кто занимался обустройством дорог, тротуаров, входов в кафе и магазины. Причём, каждого ответственного за тот или иной объект, посадить в такую же коляску как у Виталия, и предложить взять ту или иную высоту… Немного забегая вперёд, могу сказать, что были места, где сделано всё было и по уму, и с сердцем, как например, в кафе «Бургер Кинг», в здании бывшего кинотеатра «Пионер». Но почему-то подобный положительный пример не вдохновил соседствующие с ним многоступенчато-непреодолимые для посещения колясочников кафе и музей.

Некоторые сделанные мной фотографии по пути следования, что называется, говорят сами за себя. Но, пояснения Виталия Телегина по некоторым объектам всё же весьма важны. К примеру, он обращает внимание на пандус у магазина "Рикер". Замечает, что нет кнопки звонка в начале пандуса, и нет ни одного поручня. Табличка не соответствует нормам ГОСТ. Далее, магазин-кафе "Яблонька". Входная группа не соответствует ГОСТ и СНиП. И если въехать в помещение кафе ещё всё-таки как-то можно, то в итоге человек в инвалидной коляске оказывается на эдаком крылечке без пандуса внутри и вынужден оставаться на входе. Кафе "Жигули". Оба входа не соответствуют нормам "доступной среды", звонки не работают.

 Пандус из металлических балок в ювелирный магазин на проспекте Кирова сделан со всевозможными нарушениями неизвестно по каким параметрам. Даже, собственно, непонятно – для кого эта конструкция сварена: ширина этих рельсов не подходит ни для инвалидной коляски, ни для детских колясок… Относительно поручней у пандусов было замечено, что в идеале они должны быть двусторонними, с двумя уровнями перил. Входы в обувные магазины, коих немало на проспекте Кирова, вообще не имеют намёка на "доступную среду". Может быть владельцы этих магазинов полагают, что тем, кто на колясках, не нужна обувь? Замечаем пандус в "Шаурму", он не соответствует ГОСТ и СНиП, опасен и пользоваться им невозможно. Посмотрели на вход в гостиницу "Бестужев» - имеет высокий порог и лестницу внутри. Что касается нашего «великого пешеходного кольца», на которое мы намерены приглашать посмотреть разных туристов, в том числе и тех, кто передвигается на колясках, то тут ведь придётся сталкиваться с бордюрами. Виталий Телегин даёт уточнение, о том, что высота бордюра для проезда инвалидов по ГОСТ и СНиП не должна превышать 12 миллиметров (1,2 см, 0,012 м).

 «Почти все бордюры на проспекте и улице Волжской после реконструкции не соответствуют ГОСТ и СНиП. Особенно это касается спуска от бывшего магазина "Антей", где вообще забыли о существовании инвалидов и не сделали ни одного пандуса и поручня по правой стороне следования, предлагая инвалидам выезжать на проезжую часть, чтобы продолжить движение вниз в сторону Набережной Космонавтов. Отдельно надо сказать про пешеходные переходы. Скажем, через дорогу от консерватории к памятнику Чернышевскому: со стороны консерватории спуск сделан по всем нормам, а на другой стороне дороги даже не намёка на доступность! Очень распространённая проблема. А ещё у нас есть ул. Рахова с аллеей генерала Романова, вот там вообще «клондайк» всяких нарушений, начиная от Сенного рынка и до Детского парка…» - перечисляет Виталий Телегин и добавляет, что готов в каждом случае дать рекомендацию, что именно и как надо сделать.

 Было бы правильным при реализации всех программ по доступности привлекать ещё на стадии проектирования и строительства таких экспертов, ежедневно сталкивающихся с этой темой, чтобы, в итоге, не приходилось переделывать всё, что должно делать пространство города удобным для всех категорий его жителей и гостей.

 Мотева Ольга — член Общественной палаты Саратовской области, эксперт Агентства стратегических инициатив, член Международного союза писателей (КМ), член Российского философского общества, член ВООВ СО «Боевое братство».

 

< Назад Наверх
Анонсы и объявления ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ