На своем очередном заседании Комиссия Общественной палаты по проблемам безопасности, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции (председатель – Незнамова В.В.) рассмотрела вопрос доступа граждан к оружию ограниченного поражения, получившему в обществе название травматического оружия. Для выяснения всех обстоятельств получения лицензии на ношение такого оружия на заседание Комиссии были приглашены представители контрольных, правоохранительных, надзирающих органов и медицинских учреждений.
Открывая разговор, председатель Комиссии Владимир Незнамов озвучил цель разговора, которая, по его словам, заключается в том, чтобы выяснить слабые места в цепочке получения лицензии на ношение так называемого травматического оружия, которое, несмотря на свое безобидное название, способно нанести тяжелые увечья и даже смертельные ранения. Важно, чтобы оно, как и любое другое оружие, не попадало в руки неуравновешенных и больных людей, которые не способны адекватно оценивать необходимость его применения.
В ходе разговора было выяснено, что сегодня на руках у жителей Саратовской области находится порядка 91 тысячи стволов, из которых 18 тысяч — ограниченного поражения. Об этом сообщил Вячеслав Храмов, инспектор по особым поручениям Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД РФ по Саратовской области. По его словам, все они выданы на основании соответствующих лицензий, дающих право их обладателям носить огнестрельное оружие. Но, как показывает практика, механизм получения такой лицензии имеет «слабые» места.
Во-первых, не всегда эффективным является процесс сбора информации о будущем претенденте на получение лицензии. По закону, такой претендент обязан предоставить в лицензирующий орган, наряду с другими документами, также справку от психиатра и нарколога о том, что он здоров. После этого, участковый инспектор собирает объективную информацию о претенденте: его поведении в доме, на работе. О том, является ли он уравновешенным и законопослушным.
Главный врач психоневрологического диспансера г. Саратова Олег Смирнов выразил желание, чтобы вся собранная участковыми инспекторами информация была доступна психиатрам, чья подпись стоит под справкой о профпригодности претендентов, так как нескольких минут обследования, которое проводит врач-психиатр, недостаточно, чтобы дать объективную оценку о психическом состоянии претендентов. Но, как было выяснено, к сбору информации участковый приступает после получения претендентом справки от психиатра. По мнению доктора, данная процедура должна нести обратный характер: сбор информации участковым, а потом проверка психиатром и наркологом, так как за опрятно и стильно одетым молодым человеком не всегда можно за несколько минут определить состояние его души.
Неудовлетворительным является также процесс пополнения базы данных о состоящих на психиатрическом учете. «Пополнение базы должно происходить в он-лай (непрерывном) режиме, а не в течение нескольких месяцев, как это имеет место сейчас», — отметил врач. В противном случае, по его словам, медицинские учреждения, выдающие такие справки, а их сегодня на территории области двадцать, пользуются устаревшими данными.
Прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Саратовской области Сергей Тюклин отметил, что списки получивших лицензию на ношение оружия постоянно сверяются. Поэтому, если после получения лицензии человек попал в базу данных наркологических или психиатрических организаций, то по ним участковые проводят проверку и в случае подтверждения фактов, лицензия аннулируется, а оружие изымается.
Но, как выяснилось, и здесь существуют трудности. В частности, в некоторых случаях медицинские учреждения отказывают в предоставлении информации, ссылаясь на закон о соблюдении медицинской тайны. Он отметил, что надзирающему органу в данном случае нужен не диагноз конкретного человека, а ответ на вопрос: «Стоит человек на учете или нет?» — отметил он.
Член Общественной палаты Николай Скворцов выразил желание, чтобы при проведении проверок все же были соблюдены конституционные права человека. И все выводы делались не на основании «слива информации», а проверок в рамках закона.
Прозвучало мнение о том, что при выдаче лицензии на ношение оружия речь идет о безопасности общества и его членов, поэтому здесь требуется более серьезная проверка претендентов. Тут важно получить объективную информацию о нем по любым каналам, и проводимые проверки нельзя называть нарушением прав человека.
По словам заместителя председателя Общественной палаты Валентины Богдановой, нарушение прав человека происходит уже на этапе выдачи оружия. Тот, кто получает оружие, получает превосходство над другими. Учитывая данное обстоятельство, к ним должны предъявляться более серьезные требования.
По словам доктора Смирнова, к некоторым категориям больных, к числу которых относятся наркоманы, токсикоманы, алкоголики, не должно быть применена такая норма, как врачебная тайна, так как они социально опасны. Он вспомнил советское время, когда информация об алкоголиках была вывешена на проходных предприятий.
Большинство преступлений происходит на почве алкоголизма, наркомании и воздействия токсических средств, а мы их скрываем, давая алкоголикам и наркоманам, таким образом, дополнительный бонус.
По словам Владимира Незнамова, обучение для желающих носить оружие также должно быть более серьезное. С ними должны работать, в том числе, психологи, а не только специалисты по сборке и разборке оружия.
Член Общественной палаты Светлана Мартынова была категорична по поводу разрешения на ношение оружия вообще. По ее словам, наше общество не готово носить оружие, не говоря об участковых, которые сами не всегда являются высокообразованными специалистами в своей области. Поэтому пользоваться лишь информацией участкового, будет неверно. Особенно, если речь идет о сборе информации о «серьезных людях», имеющих определенные связи. И в данном случае, получение информацию о них по другим каналам, вряд ли можно считать «сливанием информации». «Я хочу спать спокойно и, чтобы мои дети и родные жили в безопасности, зная, что к ним не прибежит какой-нибудь “ненормальный” и будет полить из оружия», — сказала общественница. По ее словам, речь не идет о нарушении прав человека, но в создавшихся условиях, когда закон не работает или не обеспечивает безопасности граждан, нужно найти приемлемые решения для обеспечения безопасности граждан, в том числе путем изменения действующего законодательства.
По закону под контролем должно находится также движение оружия по стране. Каждый, кто на законных основаниях имеет разрешение на ношение оружия, должен при перевозке оружия из региона в регион, заявлять об этом в контролирующие органы.
«Нам необходимо делать все, чтобы жители нашего региона чувствовали себя в безопасности и, чтобы, по-максимуму, ограничить доступ к оружию психически неуравновешенных граждан», — отметил Незнамов.
Было признано крайне недостаточным время, отводимое на обучение для пользования оружием. Сегодня по нормативу — один день. Этого возможно было достаточно для тех, кто уже отслужил в армии и уже знает, как пользоваться оружием, но крайне недостаточно для восемнадцатилетних молодых людей и тех, кто не служил в армии, которые в большинстве своем воспринимают оружие как развлекательную игрушку. «В таких условиях нет гарантии, что молодой человек, у которого пьяный дядечка запросил закурить, в ответ не выстрелит в него из оружия», — сказал В. Незнамов.
Обучение будущих владельцев огнестрельного оружия на территории Саратовской области проводится в двух лицензированных организациях. Одна действует в рамках СГТУ им Ю.А. Гагарина, другая — Учебный центр «Дружина», получившие соответствующую лицензию в Министерстве образования по согласованию с МВД России.
Было выяснено, что травматическое оружие, как и любое оружие должно храниться в специальном сейфе. По положению, не реже одного раза в год участковый инспектор должен проверить условие хранения оружия, у жителей своего района. Кроме этого, по словам руководителя отдела участковых инспекторов ГУВД, регулярно проводятся профилактические мероприятия, направленные на выявление несоблюдения законодательства о хранении и ношении оружия. Тем не менее, среди участников заседания нашлись люди, которые давно имеют оружие, но участкового инспектора своего района и в глаза не видели.
По итогам заседания было принято решение признать курс обучения для претендентов на ношение оружия недостаточным и обратиться в Министерство образования РФ с предложением изменить действующее законодательство для увеличения срока обучения и включения в программу необходимых специалистов.
Предложено улучшить обмен информацией между отдельными органами и медицинскими учреждениями для недопущения получения лицензий лицами, имеющими определенные отклонения в психике и склонности к злоупотреблению алкогольными напитками и наркотическими средствами.
Участники заседания пришли к выводу, что необходимо ввести более тщательный контроль за медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на выдачу медицинских справок для получения лицензии на ношение оружия, а также обратить внимание на недостаточный контроль со стороны участковых инспекторов за лицами, получившими лицензию на ношение оружия.